ЗИЛ технические характеристики

ТЕХНИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ДВИГАТЕЛЯ

Основные данные                                                                                                         ЗИЛ-130  

Количество цилиндров                                                                                                       8

Расположение цилиндров                                                                                         V образное 

Порядок работы                                                                                                          1-5-4-2-6-3-7-8

Литраж л                                                                                                                              6,000

Степень сжатия                                                                                                                    6,5

Мощность квт (л,с)                                                                                                               110 

(150)

Число оборотов в минуту при максимальной мощности                                            3100

Достижения, рекорды, награды

Летающий ЗИЛ-130

Летающий ЗИЛ-130

Быть самым массовым автомобилем в грузовом исполнении — уже важное достижение для 130-го. А учитывая, что помимо Москвы он производился ещё и на других заводах СССР, а в России — до 1994 года, общее количество перевалит за 4 миллиона экземпляров.

ЗИЛ-130 был удостоен Государственного знака качества СССР в 1973 году по решению аттестационной комиссии. С тех пор гордый шильдик красовался на каждом выпущенном автомобиле, напоминая о всенародном признании.

Благодаря приёмистости и хорошей тяговооружённости «зилок» после незначительных модификаций активнее других грузовиков использовался в автокроссе. Усовершенствования сводились в основном установкой модифицированных шин, форсированием двигателя, сменой карбюратора для создания более обогащённой смеси. Внешне машины были почти полностью идентичны заводским, лишь иногда ставились рёбра жёсткости позади кабины для предотвращения сминания крыши при опрокидывании.

В соревнованиях ЗИЛ упорно держал первые места, обставляя большинство одноклассников, в том числе и на международной арене.

Особенности внешнего вида и модификации

В послевоенные годы практически все грузовики имели кучу недостатков, упор делался на количество, а не качество. Однако к 1956 году ситуация изменилась и ЗИЛ 130 преобразился на фоне своих предшественников.

За все время производства было выпущено немало различных модификаций, включая специальные пожарные, бортовые автомобили, самосвалы, автокраны и т. д. Имея грузоподъемность три тонны, он получил следующие варианты исполнения:

  • 130А – тягач, оснащенный сцепным устройством и совмещенной системой тормозов;
  • 130Б – самосвал ЗИЛ 130 со стандартной базой 3,8 м;
  • 130В – с базой 3,3 м;
  • 130 ВТ – усиленные мосты;
  • 130Г – предназначен для транспортировки габаритных грузов;
  • 130 Д – самосвал-коротыш для строительства с короткой базой;
  • 130В1 – седельный тягач, общая масса могла достигать 14 с лишним тонн;
  • 130Д1 – базовая модель для прицепов ЗИЛ ММЗ 4502, могла весить до 15 тонн.

Производитель также выпускал грузовые автомобили с буквенными обозначениями ограниченных серий, предназначенные для эксплуатации в различных климатических условиях с любыми шинами и навесным оборудованием.

Достоинства и недостатки модели

Ничто в этом мире неидеально, даже у автолегенд. Так и «стотридцатого» есть не только достоинства, продержавшие его на конвейере 30 лет, но и недостатки, которые объективно оцениваются его пользователями. Среди положительных качеств стоит перечислить следующее:

  1. Надёжность. У советских авто бывали разные недостатки, но в надёжности им точно не откажешь. Годами ЗИЛ-130 прилежно таскал грузы как по ровной дороге, так и по кочкам с ухабами, не напоминая своему шофёру о своём изношенном состоянии. Сравнивая отечественный и зарубежный автопром, сторонники первого забывают о тяжёлых условиях эксплуатации и отношении многих сидевших за «баранкой» шофёров к «колхозному» имуществу.
  2. Ремонтопригодность. То, что «зилок» можно было отремонтировать «на коленке», то есть в полевых условиях, отмечали с благодарностью многие застрявшие где-то в дороге. Единственное, что бы не помешало — это напарник, так как ворочать запчасти среднетоннажника не так просто, как у легковушки.
  3. Простота конструкции. Сказывалась как в ремонте, так и в производстве. Именно благодаря гениальной простоте удалось довести поставки ЗИЛа до максимальных по стране значений вплоть до миллионных отметок.
  4. Цена на запчасти. Этот параметр не был актуален в условиях плановой экономики СССР, зато сегодня владельцы «старичка» с удовольствием отмечают, что комплектующих к их пожилым помощникам стоят копейки, особенно по сравнению с зарубежными аналогами.

Для справедливого анализа приведём и недостатки:

  1. Высокий расход топлива. Самая популярная претензия отечественному автомобилю. Действительно, большой объём и малая степень сжатия ведут к неумеренной прожорливости около 40 л/100 км. Поэтому сегодня наиболее популярны экземпляры на сжиженном газе или с дизельным двигателем от других машин.
  2. Неважная обзорность. Тоже преимущественно современное требование, ведь на момент появления ЗИЛ-130 мог похвастаться панорамным стеклом с гнутыми боковинами. За десятилетия плотность потока и его скорость на дороге так выросли, что сегодня водитель с непривычки может не раз облиться холодным потом при рулёжке и обгоне.
  3. Плохая пассивная безопасность. К сожалению, этот фактор стал учитываться в СССР намного позже того, как первые экземпляры сошли с конвейера. Да и после радикальной модернизации в этом направлении почти не было проведено. Единственное, что остаётся сегодня владельцу — аккуратная езда.

Плюсы и минусы

Плюсы машины

  • Рекордно низкая стоимость автомобиля;
  • Низкие требования к необходимому топливу;
  • Небольшие габаритные данные позволяют хорошо маневрировать даже на городских дорогах;
  • Хорошая ремонтопригодность;
  • Нетрудно найти необходимые детали;
  • Хорошая проходимость и высокий дорожный просвет;
  • Гидравлический усилитель руля.

Минусы машины

  • Минимальная скорость автомобиля;
  • Не рекордная грузоподъемность машины;
  • Год выпуска;
  • Часто выходят из строя многие детали;
  • Большой расход топлива;
  • Отсутствие комфортных условий в кабине ( по современным меркам);
  • Проблемы с запуском в холодное время года;
  • Низкая шумоизоляция и теплоизоляция салона;
  • Неудобные кресла.

Устройство

ЗиЛ серии 310 отличался простой конструкцией — его двигатель был четырехтактным, а для передней подвески применялись 2 рессора-полуэллипса с амортизаторами и скользящими задними концами. Задняя подвеска с аналогичными концами, но на 2 основных и 2 вспомогательных рессорах-полуэллиписах.

Ось — заднеприводная, сцепление с диском — сухое. Механическая однодисковая трансмиссия, два синхронизатора и КПП на 5 ступеней. Проще придумать нельзя, но для самосвалов того времени конструкция была революционной. В процессе эксплуатации узел несколько раз дорабатывали. 2 вала стандартной модификации крепились на раме. Грузовики с короткой базой оснащались одним валом. После рестайлинга КПП было убрано стопорное кольцо, а ручку переключения изолировали резиной.

Барабанные тормоза работали при воздействии пневмосистемы. Она представляла собой резервуар с повышенным давлением. Для стояночного тормоза применялся барабанный блокиратор карданного вала.

Кабина и кузов

Герой обзора сделан по классической капотной схеме, кабина расположена сразу за двигателем. Однако совершенствование силового агрегата изменило пропорции: моторный отсек стал короче, но шире, то же касается и кабины: в ней свободно могут разместиться три человека, в ЗИС-150 им было значительно теснее. К тому же, кабину стали делать не сборную, а цельнометаллическую, что повышало её прочность и сокращало время на производство.

Обстановку внутри современные дальнобойщики могут назвать спартанской, но не стоит забывать о времени постановки на конвейер: тогда ни в одном грузовике не было такого продуманного салона. Конструкторы постарались, чтобы водителю было удобно рулить и переключать скорости. Мощный отопитель, омыватель стекла, двойные дворники обеспечивали комфорт во время езды, а водительское сидение впервые в истории советского грузового автопрома обзавелось регулировками горизонтального и вертикального положения.

В крыше кабины имелись вентиляционные лючки для доступа свежего воздуха внутрь. Один из них находился над водителем, другой над пассажиром. Ещё одна заслонка была прорезана рядом с педалью сцепления. В процессе выпуска постепенно отказались от всех — сперва от нижней, а затем и от верхних. Несмотря на высокую заводскую культуру хорошее качество сборки, кабина и так неплохо продувалась, а для вентиляции достаточно было боковых опускающихся стёкол.

Обзорность у ЗИЛ-130 была по тем временам хорошей, этому способствовало гнутое панорамное стекло (у предшественников оно было намного меньше и разделялось надвое вертикальной стойкой). У современного водителя были бы нарекания на высокие объёмные крылья и выступающий капот, но при том уровне движения новый вариант устраивал всех.

Аскетично и брутально

Аскетично и брутально

Внешний вид «стотридцатого» определялся расположением осветительных агрегатов и конфигурацией радиаторной решётки. На первом этапе серийного выпуска на передке красовался один ряд мелких горизонтальных щелей, фары были вверху, а подфарники — внизу. В 1977 их поменяли местами, а на решётку установили второй пояс «медуниц».

Стандартный кузов грузовика был деревянным, с откидывающимся задним бортом и возможностью трансформации в пассажирский. Для этого часть боковых стенок опускалась и превращалась в лавки. Позже получили распространение металлические кузова, а также всевозможные модификации вроде самосвала и сельхоз-версии с откидыванием вбок.

Комплектации и цены

Большинство автомобильных любителей покупают данные автомобили грузового назначения и делают из них что ни есть – шедевры. В просторах интернета можно много встретить фотографий ЗИЛа после его апгрейда. Купить настоящий российский грузовик можно за весьма скромную цену – от 35 – 50 000 русских рублей.

Понятно, что их общее и техническое состояние не является идеальным, но приобрести необходимые запчасти для машины вполне легко. Те автомобили, которые сохранились в хорошем состоянии, продаются немного дороже, стоимость может доходить до 380 000 рублей.

Комплектации

На платформе грузовика ЗИЛ-130, автомобильный завод производил машины:

  • ЗИЛ-130Г – был произведен для перевозки разных габаритных грузов и мало-плотных элементов, а также для буксирования прицепа, суммарная весовая категория которых не больше 8 тонн. Сама машина способна перевозить до 6-ти тонн груза (колесная база 4 500 мм);
  • ЗИЛ-130В1 – тягач седельного типа, спроектированный для буксирования разного полуприцепа, суммарная масса которых (сюда же входит и вес полуприцепа) не более 14.4 тонны по дорожному твердому покрытию (колесная база 3 300 мм);
  • ЗИЛ-130Д1 – платформа для построения самосвала ЗИЛ-ММЗ-4502 и ЗИЛ-ММЗ-555; отлично справлялась с транспортировкой прицепов;
  • ЗИЛ-130Д2 – платформа с пневмо-выводом и тягово-сцепным приспособлением, которое предназначается для построения самосвала-тягача ЗИЛ-ММЗ-45022;
  • ЗИЛ-130Б2 – также платформа с пневмо-выводом, только уже на прицеп и тягово-сцепным приспособлением, которое предназначалось для построения самосвала-тягача ЗИЛ-ММЗ-554М для сельского хозяйства.

Не считая тех, которые не были упомянуты, производство могло выпускать комплектации машин, какие получали назначения для функционирования в разных климатах. Любая подобная модель 130-ого обладает своей буквой либо цифровым кодексом. Время работы машины и его надежность, а также экономические показатели во многом зависят от притирания деталей в первое время эксплуатирования.

Изначально, завод планировал производство таких моделей стандартной комплектации:

  • ЗИЛ-130А – это был выпуск бортового тягача для полноценного функционирования с прицепом, общий вес какого 8 тонн. Он оборудован комбинированным краном тормоза, тягово-сцепным приспособлением и пневматическими и электрическими выводами для подсоединения системы тормозов и электрических приборов прицепа;
  • ЗИЛ-130Г – платформенная длиннобазая грузовая машина с 2-ух секционными боковыми бортами (база колес 4 500 мм);
  • ЗИЛ-130В – тягач седельного типа с короткой базой колес (3 300 мм);
  • ЗИЛ-130ВТ – тягач седельного типа с короткой базой колес (33 см) и с более сильным задним мостом;
  • ЗИЛ-130Д – платформа для самосвала строительного предназначения с короткой базой колес (33 см);
  • ЗИЛ-130Б – платформа для самосвала сельскохозяйственного предназначения с базой колес 3 800 мм.
  • ЗИЛ-ММЗ-555 – самосвал с задней отгрузкой. Построен на базе ЗИЛ-130Д1. За счет укороченной базы грузовик обладает хорошей маневренностью.

Когда выпускались грузовые автомобили, проводилась пара значительных модернизаций подразделения ЗИЛ-130 в 1966-ом и 1977-ом году. Вслед за последней была изменена радиаторная решетка. В различные модификации по желанию заказчика можно было установить мотор зарубежного производства:

  1. Perkins345, мощностью в 140 л.с.
  2. Valmet 411BS, обладает 4-мя цилиндрами и работает с мощность 125 л.с
  3. Leyland400, наличие 6-ти цилиндров и дизельное топливо обеспечивают мощность в 135 лошадок.

Также можно поставить третью не ведущую ось для увеличения грузоподъемности. Данными махинациями занимались дочерние предприятия вне завода.

Двигатель

Автомобиль получил двигатель, конструкция которого имела много общих черт с двигателем представительской модели ЗИЛ-111, также V-образный, 8-цилиндровый, того же рабочего объёма, рассчитанный на основной в то время в СССР бензин А-76 и с двухкамерным карбюратором К-88, с падающим потоком, сбалансированной поплавковой камерой и ограничителем максимальных оборотов, вместо рассчитанного на достижение высоких мощностных показателей четырёхкамерного у легкового варианта. В целом, двигатели грузовиков и легковых автомобилей марки ЗИЛ в значительной степени различались между собой и имели сравнительно невысокую степень унификации, точно так же, как и двигатели «Чайки» и грузовиков ГАЗ.

Применение

При первом взгляде становится очевидно, что объем кузова по сравнению с другими серийными грузовыми автомобилями небольшой. Однако это не помешало ему стать востребованным в различных сферах, начиная с сельского хозяйства и заканчивая грузоперевозками и строительством.

Он подходит для погрузки и разгрузки железнодорожных вагонов, т. к. его кузов выполнен ровно с их погрузочной площадкой. Неплохие показатели проходимости позволили 130-му быстро распространиться по сельской местности и строительным площадкам. Грузовик подходит для перевозки грузов и людей.

Грузоподъемность нельзя назвать выдающейся, но вместе с тем автомобиль может похвастаться высоким уровнем мобильности и низкой стоимостью расходных материалов.  Модель ЗИЛ 130 в свое время практически вытеснила все другие в сфере небольших грузоперевозок на городских и пригородных маршрутах.

Технические характеристики

Технические характеристики автомобиля ЗИЛ-130 превосходят все ожидания. Основные свойства транспортного средства представлены в таблице.

Основные технические характеристики ЗИЛ-130
Габаритные размеры:

длина

ширина

высота

 

6675 мм

2500 мм

2400 мм

Клиренс27,5 см
Колёсная база3,8 м
Передняя колея1,8 м
Задняя колея1,79 м
Погрузочная высота платформы145 см
Размеры платформы:

длина

ширина

высота

 

3,752 м

2,326 м

575 см

Минимально возможный радиус поворота8,9 м
Тормозной путь на скорости 60 км/час28 м
Мощностные характеристики
Максимальная скорость90 км/час
Потребление топлива при максимальной загрузке кузова37 л/100 км
Грузоподъемность6 т.
Вместительность бака для топлива175 л
Вес автомобиля ЗИЛ-130
Полная масса10,525 т.
Снаряженная масса4,3 т.
Распределение веса при полной загрузке:

на передний мост

на задний мост

 

2,626 т.

7,9 т.

Распределение веса при отсутствии нагрузки:

на передний мост

на задний мост

 

2,12 т.

2,18 т.

Характеристики двигателя ЗИЛ-130
Рабочий объем5,99 л
Мощность двигателя150 л. с.
Количество цилиндров8 штук
Количество клапанов2 штуки
Частота вращения3200 оборотов/минуту
Тип охлажденияВоздушно-жидкостное
Максимальный крутящий момент401 Нм
Степень сжатия6,5
Характеристики КПП ЗИЛ-130
Тип коробки скоростейМеханическая
Вид приводаЗадний
Количество скоростных режимов5
Габаритные размеры ЗИЛ-130
Габаритные размеры ЗИЛ-130

Двигатель и трансмиссия

Моторный отсек ЗИЛ-130

Моторный отсек ЗИЛ-130

«Сердце» нового грузовика нужно было располагать продольно — другой системы тогда не знали. Это приводило к тому, что старые грузовики имели длинный передок с капотом (за это, к примеру, ЗИЛ-157 получил прозвище «крокодил»). В отношении новой разработки решили уменьшить длину за счёт развала блока цилиндров на 90 градусов. Так мотор ЗИЛ-130 стал V-образным. Восемь цилиндров составляли объём 6 л, а вот компрессия была невелика: степень сжатия составила всего 6,5. Даже для того времени этот показатель был не самым лучшим, а сегодняшние двигатели при таком объёме вообще должны были бы иметь эквивалентную мощность в 300 «лошадей», в отличие от паспортных 150 л. с. у ЗИЛа.

Подобные характеристики были обусловлены двумя соображениями. Двигатель должен был быть простым. Для серийного грузовика середины 60-х не нужны были ни рекордные скорости, ни супер-тяга. Кроме того, заправлять машину планировали 72-ым или 76-ым бензином, а для них более высокая компрессия порождала риск детонации. Что же касается высокого расхода топлива (около 29 л/100 км), то экономичность тогда никого не заботило: нефть в стране была, плановая экономика ни в чём не отказывала народному хозяйству, и только в 80-х годах была предпринята попытка «пересадить» ЗИЛ-130 на дизель. Но успехом она не увенчалась, поэтому современные владельцы чаще всего устанавливают газобалонное оборудование.

Конструктивно новый движок грузовой машины был сходен с таковым от правительственного лимузина ЗИЛ-111. Однако общими у них были лишь объём да чертежи — в легковом авто стояли задачи мощности и быстрого разгона, которые «рабочей лошадке» были явно ни к чему. Поэтому на двигателе стояла отсечка оборотов, блокировавшая раскрутку до 3200 об/мин. К тому же, в отличие от четырёхкамерного карбюратора в лимузине, в грузовик обзавёлся двухкамерным агрегатом К-88 с падающим потоком и сбалансированной поплавковой камерой.

Смазка двигателя была комбинированной: одна часть масла разбрызгивалась, другая подавалась к узлам под давлением. Жидкостное охлаждение было рассчитано на применение обычной воды, так как тосол в автомобили никто массово не лил, а об антифризе ещё не слышали.

Что касается трансмиссии ЗИЛ-130, то она была довольно хороша, давала авто хороший ход и эргономичность в управлении. Механическая пятиступенчатая коробка передач была оснащена синхронизаторами на всех передачах, кроме первой. Грузовик уверенно стартовал на второй, и даже на третьей скорости. Первая применялась в основном для движения в гору или по сильно пересечённой местности. Передаточное число главной передачи составляло 6,32.

Сухое однодисковое сцепление передавало крутящий момент на заднюю ось через карданный вал. У стандартных и длиннобазных моделей он был двойным, с промежуточной опорой на раме. А вот укороченные варианты обходились одним цельным карданом, что, впрочем никак не сказывалось на поведении и надёжности машины.

Стандартный размер шин на 130-м — 260 на 508. Задние сдвоенные баллоны хотя и вызывали сложности при смене внутренней камеры или её подкачке, всё же имели значительно больше плюсов, чем минусов. К примеру, при проколе внешнего колеса шофёр просто наезжал внутренним на кирпич, избегая необходимости вручную домкратить машину.

Тормоза всех колёс были барабанными, с приводом от пневмосистемы. Накачивал воздух в неё специальный компрессор с жидкостным охлаждением, а запас хранился в двух 20-литровых баллонах.

Сцепление и коробка передач

Коробка передач ЗИЛ-130
Коробка передач ЗИЛ-130

Автомобиль ЗИЛ-130 имеет заднеприводную ось. Он характеризуется сухим сцеплением и наличием механической пятиступенчатой коробки передач, которая оснащена синхронизаторами. Передача крутящего момента на задний мост осуществляется с помощью карданного вала. Такая схема работы ЗИЛа обеспечивает более качественное сцепление с любым дорожным покрытием.

Чтобы предупредить попадание в коробку передач любой жидкости, что может случиться при перемещении во время дождя или при преодолении брода, ручка для переключения передач создана изолированной. Это возможно благодаря наличию резинового уплотнителя, форма которого напоминает хомут.

Схема карданного вала ЗИЛ 130
Схема карданного вала ЗИЛ 130

Вентиляция устройства обеспечивается наличием вентиляционной трубки. Картер коробки передач выполнен из высококачественного чугуна. Это позволило повысить ее срок службы, что особенно актуально в сложных условиях эксплуатации ЗИЛ-130.