w расшифровка: маркировка масло что означает

Обозначение масел по SAE

В ходе технического совершенствования моторов менялись и масла. Они прошли путь от сырьевой нефти и животных жиров до современной смазки. На протяжении развития главной проблемой моторных масел оставалась вязкость. Плюсом густой смазки была способность выносить нагрузку в зазорах гидродинамических подшипников, существенным минусом — проблема с работой двигателей в сезон низких температур.

С применением знаний и технологий своего времени производители решали эту проблему. При этом каждый давал свою трактовку параметрам смазки, из-за чего автомобилисты были в затруднении. Такое положение дел подводило к необходимости введения единого стандарта в требованиях и обозначениях величин вязкости. На этом основании инженеры американского сообщества SAE предложили ввести классификацию моторных масел.

Классификация масел по системе Society of Automotive Engineers

Разновидности автомасел получили свои обозначения по двум критериям: сфера использования и вязкостно-температурные особенности. Для всех смазок разработаны общие стандарты. Чаще всего используют системы SAE и API, как вспомогательные действуют классификации ACEA и ISLAC.

Понимание всех обозначений на упаковке позволит сделать правильный выбор

Вязкость и температура. На значении этого параметра основана система Society of Automotive Engineers (SAE). В ней указываются параметры густоты автомасла. Нынешние производители стараются делать свои масла универсальными, чтобы была возможность их использовать как зимой, так и в теплое время года.

На этикетке имеются обозначения в виде пары цифр, написанных через дефис, а между ними будет стоять английская буква W. Первое цифровое значение обозначает минусовой температурный показатель, при котором разрешается пользоваться автомобилем, буква W указывает на то, что масло можно использовать зимой, а второе цифровое значение показывает предельную плюсовую температуру.

То есть такие значения составляют диапазон температурного режима для конкретной марки моторного масла. Обозначение моторных масел только для теплого периода будет иметь такой вид: SAE30. Спецификация моторных масел по системе SAE имеет следующую расшифровку:

  • 0W — диапазон морозов до -30…-35 °С;
  • 5W — можно использовать при -25…-30 °С;
  • 10W — максимально низкая температура -20…-25 °С;
  • 15W — использование масло допустимо при -15…-20 °С;
  • 20W — граница применения -10…-15 °С.

Если эксплуатировать моторное масло, не обращая внимания на температурные показатели, то оно попросту не будет выполнять свое предназначение, начнет густеть, что пагубно отразится на двигателе автомобиля. Что же касается жаркого времени, то тут своя классификация:

  • 30 — температура окружающей среды не выше 15-20 °С;
  • 40 — используется тогда, когда на термометре 30-40 °С;
  • 50 — применимо в жару 40-50 °С;
  • 60 — моторное масло используют при температуре выше 50 °С.

В таком случае, если не придерживаться рекомендаций, то от горячего мотора масло может просто кипеть, а это негативно действует на «сердце» машины. Рассмотренная спецификация основана на густоте смазки: чем выше цифра, тем масло гуще.

Химические свойства продукции

Расшифровка смазки 5W40 указывает еще и на то, что продукт можно использовать при высоких температурах. Если сравнивать с «нулевками», то они не могут достичь таких показателей. В результате, масла данной группы более популярны, чем «нулевки», но и использовать их надо с соблюдением определенных правил.

По химическому составу смазки могут быть разными.

По химическому составу смазки могут быть разными. Существенную роль играет основа, к которой добавляются присадки. Существует три типа: минеральная (натуральная), полусинтетическая и синтетическая. Масла 5W40 могут иметь одну из указанных основ, а дополнение в виде пакета присадок придает продукту определенные свойства и возможности.

Важным нюансом является то, что для минералки срок эксплуатации продукта может быть меньше, чем для синтетика. Кроме того, синтетики могут выдерживать значительные нагрузки, чего не скажешь о минеральной основе. С учетом этого, специалисты, да и пользователя более тепло отзываются именно о синтетических смазках 5W40.

Маркировка моторных масел API

С учетом API важно учитывать несколько параметров: тип силового агрегата, режим его работы, эксплуатационные качества, условия использования и дату производства.

По стандарту выделяется два варианта:

  • S — для моторов на бензине;
  • C — для дизелей.

Само обозначение API может иметь спереди буквы С или S. По этому символу можно увидеть тип мотора, для которого предназначено моторное масло.

Также указывается буква, по которой можно сделать выводы об эксплуатационных характеристиках.

По этой классификации можно получить следующие параметры:

  1. Аббревиатура ЕС — указывается возле API и свидетельствует о наличии энергосберегающих качеств.
  2. Римские цифры — показывают степень экономичности в отношении горючего.
  3. S и C — показывает возможность применения для бензиновых / дизельных агрегатов соответственно.
  4. Буквы от A до N — отображают эксплуатационные качества. К примеру, A свидетельствует о наиболее низком уровне, а N — о самом высоком.

В отдельную категорию входят универсальные масла, в которых указываются два обозначения через косую линию. Пример — API SL/CF.

Для дизельных моторов предусмотрено два вида цифр в конце. Наличие «2» свидетельствует о назначении для 2-тактных моторов, а «4» — для 4-тактных.

Сегодня для S-типа предусмотрено 12 классов смазок для двигателей. Многие из них уже потеряли актуальность, поэтому приведем только наиболее важные.

Год введения

API масла для бензиновых двигателей

1980

SF

1989

SG

1994

SH

1997

SJ

2001

SL

2004

SM

2010

SN

Что касается С-типа, здесь действует 14 классов. Многие из них также не используется. Поэтому укажем наиболее популярную маркировку.

Год введения

API масла для бензиновых двигателей

1983

CE

1990

CF-4

1994

CF, CF-2, CG-4

1998

CH-4

2004

CI-4

2010

CJ-4

Классификация моторных масел

При выборе смазки для двигателя необходимо учитывать классификации моторных масел. Это необходимо, чтобы упростить процесс выбора с учетом задач и характеристик изделия, а также его соответствия действующим стандартам. Всего существует несколько вариантов международной классификации.

Кратко рассмотрим доступные варианты.

SAE

Классификация, подразумевающая соответствие требованиям общества автоинженеров США. Характеризует параметр вязкости смазки для силовых агрегатов.

С учетом этой характеристики все масла условно делятся на 11 категорий, из которых шесть предназначены для эксплуатации зимой — от 0W до 25W, а пять летом — от 20 до 60.

Важно учесть, что это общая спецификация, поэтому нужно ориентироваться не только на нее, но и на другие параметры, больше по этой теме можно узнать здесь .

API

Еще один стандарт американского института нефти. Устанавливает нижний порог стандартов для смазок на дизельные или бензиновые моторы.

В отличие от SAE является более усовершенствованной и позволяет точнее сделать выбор с позиции мощности и эксплуатационных характеристик.

ACEA

Спецификация от европейских производителей машин. Впервые введена в 1991 году и заменила классификацию CCMC.

По отдельным тестам требования соответствую API, но лучше отдавать предпочтение именно ACEA, ведь здесь подразумеваются более строгие критерии проверки.

Стандарт условно делится на несколько классов — для бензиновых моторов, для дизелей до 2,5 л, для бензиновых / дизельных агрегатов с нейтрализатором, а также для дизелей с объемом от 2,5 л и выше.

ILSAC

Еще один стандарт от международного комитета по стандартизации и апробации смазок для моторов. Появился, благодаря инициативе японской и американской ассоциации, занимающейся продажей автомобилей.

Здесь ужесточены требования в отношении пенообразования, летучести, фильтрации, стойкости к сдвигу и т. д.

ГОСТ

Международный стандарт, обеспечивающий удобную классификацию моторных масел. Устанавливает требования и особенности моторных масел для машин, тракторов и другой техники.

Создан международным техническим комитетом по стандартизации. Пользуется наибольшим спросом у жителей СНГ.

Рассмотренные выше классификации отличаются по типу и требованиям к смазке, поэтому можно ориентироваться на соответствие одному или сразу нескольким стандартам.

Что такое вязкость моторного масла

Основная задача моторного масла – обеспечить минимальное трение деталей цилиндропоршневой группы двигателя при максимальной герметичности их соприкосновения.

Важно понимать, что рабочий температурный диапазон в моторе сильно варьирует и от отличается от тех показаний, которые видит водитель на панели приборов ведь там отображается температура ОЖ, а это в пределах до 90С (оптимальные показания).

Температура масла, в зависимости от нагрузки на двигатель, его марки, типа (бензиновый, дизельный) может быть в пределах от 140 – 150 градусов и более. При этом его свойства в начале температурного диапазона и в конце могут сильно отличаться.

Исходя из этого, становится понятным почему разные производители двигателей для своих «детищ» прописывают оптимальные характеристики масел, с которыми они будут работать с максимальным КПД, выдерживать большие нагрузки при минимальном износе.

Одной из важных таких характеристик является вязкость -переменная величина, указывающая на способность масла сохраняя свою текучесть при разных режимах работы двигателя и при этом оставаться на его внутренних поверхностях не стекая.

Вязкость моторного масла при разных температурах работы двигателя можно выяснить по классификации SAE, про которую будет сказано ниже.

Т.е. каждый производитель двигателя, тесно сотрудничая с производителями моторных масел, исходя из свойств по SAE допускает к использованию на своем агрегате ту или иную марку смазки.

Классификации ACEA, ГОСТ, ILSAC и как расшифровать обозначение

Классификация моторных масел по ACEA

Классификация ACEA была разработана Ассоциацией Европейских Автопроизводителей. В ней указаны эксплуатационные свойства, назначения и категория моторного масла. Классы ACEA также разделяются на дизельные и бензиновые.

Последнее издание стандарта предусматривает разделение масел на 3 категории и 12 классов:

  • A/Bбензиновые и дизельные двигатели легковых автомобилей, фургонов, микроавтобусов (A1/B1-12, A3/B3-12, A3/B4-12, A5/B5-12);
  • Cбензиновые и дизельные двигатели с катализатором отработавших газов (C1-12, C2-12, C3-12, C4-12);
  • Eдизельные двигатели грузовых авто (E4-12, E6-12, E7-12, E9-12).

В обозначении по ACEA помимо класса моторного масл

В обозначении по ACEA помимо класса моторного масла указывается год его введения в действие, а также номер издания (когда были обновления технических требований). Отечественные масла также проходят сертификацию по ГОСТ.

Классификация моторных масел по ГОСТ

Согласно ГОСТ 17479.1-85 моторные масла разделяются на:

  • классы по кинематической вязкости;
  • группы по эксплуатационным свойствам.

По кинематической вязкости масла делятся на такие классы:

  • летние – 6, 8, 10, 12, 14, 16, 20, 24;
  • зимние – 3, 4, 5, 6;
  • всесезонные – 3/8, 4/6, 4/8, 4/10, 5/10, 5/12, 5/14, 6/10, 6/14, 6/16 (первая цифра указывает на зимний класс, вторая на летний).

Во всех перечисленных классах, чем больше числовое значение, тем больше вязкость.

По области применения все моторные масла делятся на 6 групп – обозначаются от буквы «A» до «E».

Индексом “1” обозначаются масла предназначенные для бензиновых двигателей, индексом “2” – для дизельных, а масла без индекса указывают на его универсальность.

Классификация моторных масел по ILSAC

ILSAC – совместное изобретение Японии и Америки, международный комитет по стандартизации и апробации моторных масел издал пять стандартов моторных масел: ILSAC GF-1, ILSAC GF-2, ILSAC GF-3, ILSAC GF-4 и ILSAC GF-5. Они полностью аналогичны классам по API, разница только в том, что масла соответствующие классификации по ILSAC – энергосберегающие и всесезонные. Данная классификация лучше всего подходит для японских авто.

Соответствие категорий ILSAC относительно API:
  • GF-1 (устарела) — требования по качеству масла аналогичны категории API SH; по вязкости SAE 0W-XX, 5W-XX, 10W-XX, где XX-30, 40, 50,60.
  • GF-2 — соответствует требованию по качеству масла API SJ, а по вязкости SAE 0W-20, 5W-20.
  • GF-3 — является аналогом категории API SL и введен в действие с 2001 года.
  • ILSAC GF-4 и GF-5 — соответственно аналоги SM и SN.

Кроме этого, в рамках стандарта ISLAC для японских автомобилей с турбированными дизельными моторами, отдельно используется класс JASO DX-1. Данная маркировка автомобильных масел предусматривает двигатели современных автомобилей с высокими параметрами экологичности и встроенными турбинами.

Сезонность моторных масел

При покупке смазки для двигателя необходимо учитывать, что она может различаться по сезону применения. Здесь выделяется несколько вариантов.

Зимние

Предназначены для эксплуатации при минусовых температурах, отличаются более высокой текучестью. Такое моторное масло легко распознать по наличию в обозначении буквы W. К примеру, 10W, 15W и т. д.

Применение такой смазки в жаркую погоду не рекомендуется из-за отсутствия необходимой защитной пленки.

Кроме того, в двигателе не удается создать нужное давление из-за повышенной текучести.

Летние

В отличие от рассмотренных выше моторных масел, такой продукт ориентирован на применение в условиях теплого климата. Иными словами, средняя температура в сутки не должна быть ниже 0 градусов Цельсия.

Такая смазка имеет высокую кинематическую вязкость, что обеспечивает хорошие смазывающие свойства мотора даже при высокой температуре.

Для морозной погоды летнее масло не подходит, ведь завести двигатель не получится. При обозначении смазки для лета используются цифры без W, к примеру, 30, 40 и другие. Чем больше число, тем выше степень вязкости.

Для определения степени густоты применяется так называемый параметр «сантистоксы», указанный при 100 С.

Всесезонные (универсальные)

Такая смазка наиболее востребована из-за возможности работать при разных температурных режимах. При этом на коробке указывается две цифры и буквы — первая с W, а вторая — без нее.

При покупке моторного масла необходимо исходить из возраста силового узла. Так, если автомобиль имеет большой пробег, желательно выбирать вязкость с возможностью работы при высоких температурах.

При этом не стоит ориентироваться только на вязкость. Важно обращать внимание и на другие характеристики, к примеру, антиокислительные, моющие, противоизносные и другие.

Классификация масел по ILSAC

Как отмечалось, ILSAC — стандарт, который стал совместным детищем автомобильных специалистов США и Японии. В результате появилось пять вариантов, относящихся к классификации ILSAC — GF1, GF2, GF3, GF4 и GF5.

Они почти на 100% соответствуют API с той разницей, что к категории ILSAC относится универсальная продукция, которая подходит для всех сезонов и отличается энергосберегающими свойствами.

Соответствие ILSAC с учетом API:

  1. GF1 аналогично API SH. К этой категории относится вязкость серий 0W-30 / 40 / 50 / 60, а также 5W-30 / 40 / 50 / 60 и 10W-30 / 40 / 50 / 60.
  2. GF2 идентично с API SJ. К этой группе относится вязкость 5W-20 и 0W-20.
  3. GF3 соответствует API SL/ Стандарт действует с начала 2001 года.
  4. GF4 и GF5 — продукция-аналог API SM / SN.

К отдельной категории относится классификация для машин из Японии, комплектуемых дизельными турбированными моторами.

Речь идет о JASO DX1. Наличие такого обозначения свидетельствует о высоком качестве и экологичности.

Техническая сторона и положительные качества

Моторное масло 10w 40 полусинтетическое, поэтому его можно использовать в летнее и зимнее время.

Что касается температурного режима.

  • Полусинтетическое 10w 40 начинает замерзать только при низких показателях.
  • Температура застывания минус 20 градусов.
  • Кинетическая вязкость: 84.6, динамическая вязкость CCS составляет 4 413, непосредственно при температуре -30 градусов.
  • Индекс вязкости 181.

Дополнительные характеристики: испаряемость 11.9, сульфатная зольность 1.0.

Положительные качества моторного масла sae 10w 40:

  • Хорошо защищает мотор от изнашивания.
  • За счет своего уникального состава помогает предотвратить отложения в разнообразных условиях, как при высоких, так и при низких температурах.
  • Не окисляется за счет того, что имеется тесный контакт с кислородом.
  • Нефтепродукт уменьшает трение металлических частей в двигателе.
  • Масло 10w 40 полусинтетика снижает потерю мощности двигателя.
  • Помимо этих характеристик, имеет допуски от известных автоизготовителей.

Вязкость

Показатель вязкости зависит от температуры. Высокая температура снижает вязкость, и масло разжижается, низкая — повышает: масло густеет. Чтобы двигатель работал стабильно, не изнашиваясь долго, к моторным маслам предъявляются два важных требования:

  1. прокачка по системе смазки при низких показателях температуры;
  2. достаточная нагрузочная способность масляной плёнки на прогретом моторе.

Параметры обозначения вязкости

Маркировка, введённая SAE, действительна до сих пор. По маркировочным знакам любого производителя автомобилист определяет, для какого сезона и при какой температуре применима моторная смазка.

Знаки индексации выстроены в порядке AW-B. Расшифровка знаков:

  • А — цифра, указывающая степень морозостойкости (чем меньше цифра, тем выше морозостойкость), возможность прокачки масла по каналам системы смазки при низкой температуре окружающей среды;
  • W — буква, примыкающая к первой цифре, означает «winter» (зима);
  • В — цифра, определяющая жаростойкость (больше число — выше жаростойкость), сохранение масляной плёнкой нагрузочной способности при летней жаре.

В маркировке летних масел есть только вторая цифра, в индексе зимних — только первая вместе с литерой W. Наличие двух цифровых значений индекса свидетельствует об универсальности масла: зимой и летом, но в пределах температур, означенных цифрами.

Классификация по ГОСТ

При определении характеристик моторного масла часто уделяется внимание ГОСТ 17479.1-85. С учетом информации в этом стандарте все виды смазок для двигателей делятся на категории по вязкости и эксплуатационным качествам.

Так, по вязкости продукт бывает следующих типов:

  • Зима — от 3 до 6;
  • Лето — от 6 до 24 по четным (кроме 18 и 22);
  • Всесезонка — 3/8; 4/6, 8, 10; 5/10, 12, 14; 6/10, 14, 16.

В рассмотренных выше параметрах чем выше число, тем больше параметр вязкости.

По применению смазка для двигателя делится на шесть категорий — А, Б, В, Г, Д, Е. Также используются индексы. Если стоит «1», это означает применение для бензиновых моторов, а «2» — для дизелей. Отсутствие такого обозначения говорит об универсальности продукта.

Маркировка моторного масла (расшифровка по SAE)

Классификация и обозначения масел по параметру вязкости (SAE) — это основное, на что нужно обратить внимание автомобилисту при выборе. Чтобы подробно не расписывать все параметры, можно сразу выделить такие категории масел: зимние, летние и всесезонные. К числу первых относятся масла SAE 20W/15W/10W/5W/0W.

К летним (наиболее вязкие) относятся масла SAE 60/50/40/30/20.

Впрочем, в настоящее время специализированные масла (зимние и летние) практически на 90% вытеснены всесезонными (0W30/0W40/5W30/5W40/10W30/10W40/15W40/20W40).

Поэтому, посетив автомагазин, на прилавке можно будет увидеть именно их. В частности, большой популярностью пользуются синтетические и полусинтетические всесезонные масла Mobil для дизельных и бензиновых двигателей, а также качественная японская синтетика Zepro.

Химическая основа

По химической основе моторные масла разделяются на минеральные, полусинтетику и синтетику.
Минеральное масло имеет полностью натуральное происхождение. Оно получается путем переработки нефти. Синтетическое автомасло производят с помощью органического синтеза с большой переработкой исходного сырья. Полусинтетика 5w40 состоит на 60% из натуральных компонентов, а оставшаяся часть представляет собой продукт органического синтеза.

Этапы производства моторного масла
Этапы производства моторного масла

Минеральное моторное масло 5w40 самое дешевое из этого перечня. Его рекомендуют использовать только в автомобилях с большим пробегом. Также использование «минералки» допустимо при использовании в сильно запыленных условиях. В таком случае необходимо производить замену автомасла в два раза чаще.

Синтетическое масло самое дорогое из представленных. Его преимущества многочисленны:

  1. из-за хорошей очистки от примесей, на двигатель почти не происходит отложений.
  2. дольше сохраняет свои защитные свойства, защищая двигатель от износа.
  3. при низких температурах лучше сохраняет текучесть, чем минеральное масло.
  4. Масло синтетика 5w40 обладает большей термостойкостью.

Данное автомасло используют преимущественно в машинах премиум класса.

Полусинтетика 5w40 подходит для большинства автомобилей. Она представляет собой «золотую середину». Доступная цена и достойные характеристики делают ее популярной среди владельцев авто.

5w40 расшифровка не зависит от химической основы масла.