Свинцовокислотные аккумуляторы: азбука импульсного заряда Хабр

Исторический экскурс

Рис. 1. Гастон Планте (1834–1889)

Рис. 1. Гастон Планте (1834–1889)

История свинцового аккумулятора, в современном его виде, начинается с 1859 г., когда французский ученый Гастон Планте (Gaston Plante, рис. 1), сотрудник известной в то время лаборатории Александра Эдмона Беккереля (Alexandre-Edmond Becquerel), взял две тонкие свинцовые пластины (Pb), проложил между ними обычную ткань (сейчас эта функциональная деталь аккумулятора называется «сепаратором»), намотал этот «сэндвич» на деревянный цилиндр и поместил его в стеклянную банку с 10%-ным раствором серной кислоты Н2SO4 (рис. 2).

Первые аккумуляторы Планте обладали настолько мизерной емкостью, что говорить об их практическом применении не имело смыла. Но было замечено, что ток аккумулятора оказывался тем сильнее, чем большей была поверхность пластин, соприкасавшаяся с раствором электролита. Появились свинцовые пластины с порами и ребрами, похожими на жабры рыб. Потом было обнаружено, что если заряженный первоначально аккумулятор разрядить, затем пропустить через него ток в обратном направлении, да еще проделать эту операцию не один раз, то емкость аккумулятора значительно возрастает. Это становится понятным, если учесть, что в электрохимической реакции в аккумуляторе участвует не только чистый свинец (отрицательная пластина), но и его оксид, а также и диоксид — PbO2 (положительная пластина). Диоксид свинца образуется на положительном свинцовом электроде при зарядке аккумулятора. Для достижения приемлемых результатов потребовалось большое количество циклов заряда/разряда. Этот процесс получил название формовки пластин, он занимал у Планте более трех месяцев.

В 1878 г. французскому инженеру-химику Эмилю Альфонсу Фору (Emile Alphonse Faure) пришла в голову идея нового метода формовки пластин. Он стал покрывать («намазывать») пластины свинцовым суриком (Pb3O4) заранее, еще до сборки аккумулятора. В процессе зарядки сурик на положительной пластине превращался в перекись (двуокись или диоксид свинца — PbO2), а на отрицательной, соответственно, раскислялся с выделением губчатого свинца, при этом благодаря образованию многочисленных пор его площадь поверхности существенно увеличивалась. Процесс формовки, осуществленный К. Фором, проходил значительно быстрее и был намного эффективнее. В результате аккумуляторы Фора при том же весе запасали значительно больше электрической энергии, чем аккумуляторы Планте.

Рис. 2. Первый свинцово-кислотный аккумулятор, изг

Рис. 2. Первый свинцово-кислотный аккумулятор, изготовленный Гастоном Планте. 1 — «сэндвич» из двух тонких листов свинца с тканевой прокладкой между ними; 2 — деревянный цилиндр; 3 — готовый блок электродов; 4 — стеклянная колба с раствором серной кислоты

Естественным развитием идеи Фора было создание в 1881 г. Э. Фолькмаром (E. Volkmar) электродов в виде намазной решетки, в ячейках которой хорошо удерживался свинцовый сурик. В том же году ученому Селлону (J. Scudamore Sellon) был выдан патент на технологию производства решеток из сплава свинца и сурьмы.

При производстве современных аккумуляторов используются новые технологии и материалы, но основные принципы Планте–Фора–Фолькмара, заложенные еще в позапрошлом веке, остались неизменными (рис. 3).

Рис. 3. Один из первых пластинчатых аккумуляторов 

Рис. 3. Один из первых пластинчатых аккумуляторов — прообраз современных конструкций

Что такое аккумуляторы AGM?

Аббревиатура AGM расшифровывается как Absorbent Glass Mat. В данном случае в свинцово-кислотных аккумуляторах есть абсорбированный электролит, а не традиционный жидкий. Технология появилась в 1970-х годах. Подробно об этой технологии и ее особенностях мы рассказывать не будем, остановимся лишь на преимуществах:

Саморазряд ниже, чем у традиционных АКБ (напомним, что свинцовые аккумуляторы вообще характеризуются низким уровнем саморазряда, а здесь это значение еще ниже);

  • Скорость заряда выше в 2-3 раза;
  • Не требуют никакого обслуживания;
  • Кратковременный глубокий разряд не оказывает негативного воздействия;
  • Отличаются большей безопасности;
  • Поскольку они герметичны, их можно устанавливать в любом положении, разве что производители не рекомендуют ставить их вверх дном;
  • Более хорошая работа при низких температурах;
  • Срок службы дольше (не у всех моделей).

Все достоинства в сравнении с обычными свинцово-кислотными аккумуляторами. Но у AGM есть и недостатки, остановимся на ключевых:

  • Цены выше;
  • Требуют особых зарядных устройств;
  • Чувствительны к превышению напряжения.

Чаще всего аккумуляторы AGM можно увидеть в автомобилях, но их используют и в других сферах. Отметим, что это не единственная вариация свинцово-кислотных, есть и другие, что говорит о развитии технологии, которая появилась более чем 150 лет. Этот тип АКБ будет актуальным еще очень долго, как минимум до того момента, как не появятся принципиально новые технологии.

Конструкция

            Кислотные батареи уже более ста лет не меняются по своему основному внутреннему устройству.

            В конструкцию аккумуляторных батарей входят:

  1. Электроды – в виде плоских решеток из свинца, в ячейки запрессован порошок диоксид свинца (PbO2) на аноде, порошок металлического свинца (Pb) — на катоде.
  2. Сепаратор — пористый диэлектрик, разделяет между собой электроды, препятствуя замыканию.
  3. Электролит — разбавленная водой (дистиллированной) серная кислота H2SO4, в нее помещены электроды и сепаратор. Максимальная электропроводность достигается при температуре 20оС, концентрации серной кислоты – 35 %, что означает плотность электролита 1,26 г/см³. Внутренне сопротивление при этом минимально, потери внутри устройства существенно малы. В местах с низкотемпературным климатом возможно повышение плотности раствора до 1,29 г/см³ – 1,31 г/см³. Увеличение концентрации кислотного раствора препятствует замерзанию электролита, образованию льда внутри корпуса, который может повредить электроды и разорвать аккумулятор.

Устройство свинцового аккумулятора

В общем, устройство свинцово-кислотных аккумуляторов идентично, хотя, бывают и определенные различия. Если говорить коротко и просто, то он состоит из:

  • Электроды: решетки из свинца, в ячейках которых диоксид свинца;
  • Разделительные пластины (которые не вступают в реакцию с кислотой);
  • Электролит, в который погружены решетки;
  • Корпус.

Разумеется, это не все элементы, мы перечислили лишь основные. Также есть: баретка для соединения пластин одной полярности, сливное отверстие с заглушкой, отрицательный и положительный выводы, опорные элементы, крышка.

Концентрация серной кислоты в электролите влияет на электрическую проводимость. Получается так, что чем больше проводимость, тем меньше сопротивление, что влияет на процент потерь. Кстати, если аккумулятор предполагается использовать в условиях холодного климата, то концентрация серной кислоты будет выше. Это необходимо для того, чтобы предотвратить замерзание электролита и последующий разрыв аккумулятора.

Типы кислотных аккумуляторов

Аккумуляторы которые необходимо заполнить электрол
Аккумуляторы которые необходимо заполнить электролитом

В классических батареях каждая ячейка имеет пробку. До сих пор производятся аккумуляторы, которые необходимо заполнить электролитом перед первым использованием (с плотностью 1,28 г / см3), а затем дистиллированной водой, когда уровень электролита упадет ниже отмеченного минимума. На фото показаны батареи с заглушками, позволяющими доливать воду.

При зарядке старых аккумуляторов этого типа приходилось откручивать заглушки, чтобы газы выходили изнутри. В более новых откручивать заглушки не нужно, так как встроенные клапаны будут выпускать лишние газы автоматически. В любом случае аккумуляторы такие не требуют особых условий зарядки. Когда они перегружены и часть воды превращается в кислород и водород в процессе газообразования, можно легко решить проблему добавив дистиллированную воду.

В старых батареях контроль плотности электролита с помощью ареометра позволял определять степень заряда (при полном заряде 1,26 … 1,28 г / см3, в разряженном около 1 г / см3), а добавление воды было обычной и необходимой практикой. Для подзарядки таких старых батарей использовались примитивные выпрямители, содержащие только трансформатор и диодный мост.

Простые зарядные устройства для кислотных аккумуля
Простые зарядные устройства для кислотных аккумуляторов

Батарея заряжалась пульсирующим током с большой переменной составляющей. Для регулирования тока использовались либо отводы трансформатора, либо проволочные резисторы на вторичной стороне, либо лампочка, включенная последовательно с первичной обмоткой.

Такие старые аккумуляторы не боялись перезарядки. Сопутствующее отравление газом не повредило батарею, только происходил электролиз и потеря воды. Достаточно было время от времени добавлять дистиллированную воду.

Технический прогресс, в том числе использование кальция вместо сурьмы в качестве добавок, позволил создать АКБ, которые при надлежащих условиях эксплуатации имеют очень небольшую потерю воды. Разработаны так называемые необслуживаемые аккумуляторные батареи. Термин «не требующий обслуживания» означает лишь то, что потеря воды мала, и производитель не предусматривает необходимости её добавления.

Необслуживаемый автомобильный аккумулятор с индика
Необслуживаемый автомобильный аккумулятор с индикатором глазком

Но во многие «необслуживаемые» АКБ можно добавлять воду. Существуют также полностью необслуживаемые версии, которые не имеют заглушек для заливки воды, но имеют максимум клапанов давления или один общий клапан для удаления лишних газов в случае перезарядки.

Эти клапаны защищают от взрыва и предотвращают утечку электролита в случае опрокидывания аккумулятора. Но в любой сильно перезаряженной свинцово-кислотной батарее конечно будет интенсивное выделение газов и потеря воды, которую в полностью необслуживаемой батарее невозможно пополнить из-за отсутствия заглушек.

Современные автомобильные аккумуляторы часто имеют встроенные индикаторы под стеклом, цвет которых примерно определяет состояние аккумулятора (зеленый — ОК, черный — нужно зарядить, белый — повреждение и дефицит электролита). Это не электронная схема, а простой измеритель плотности и уровня электролита с зеленым шариком.

Работа аккумулятора при низких температурах

Каждому известно, что чем ниже температура, тем быстрее разряжается аккумулятор. Это очень хорошо видно на примере смартфонов, которые есть у каждого. Все аккумуляторы разряжаются на морозе быстрее и это обусловлено различными причинами (зависит от типа). Свинцово-кислотные отличаются тем, что хоть их параметры при низких температурах и снижаются, но значительно ниже, чем у других типов. Этим обуславливается их использование в автомобилях. Даже есть мнение, что при снижении температуры на 1 градус (начиная от +20), свинцовый аккумулятор теряет около 1% емкости. То есть, при 0 у него останется 80%, при – 20 градусов — 60%. Цифры примерные, но в целом картина именно такая.

Сделать с этим ничего нельзя, так как при низких температурах скорость химических реакций снижается. Однако отметим, что хоть доля потерь емкости у свинцового аккумулятора ниже, чем у других типов, но она недостаточна низкая при очень низких температурах. Именно поэтому есть аккумуляторы с внутренним подогревом, которые могут использоваться даже при экстремально низких температурах, тогда, когда обычный просто не будет функционировать.

Срок службы

Качественная батарея, изготовленная с соблюдением технологий, прослужит в 2-3 раза дольше, чем дешевая продукция сомнительного бренда с гарантией 6 месяцев. Имеются ввиду одинаковые типы АКБ и такие же режимы нагрузок на них.

Батарея средней ценовой категории с гарантией 2 года при умеренных стартерных нагрузках пройдет около 100 тыс. км или прослужит 3-5 лет. Эксплуатация в более интенсивных режимах, например, в такси сократит срок службы минимум вдвое. Если к этому прибавить работу преимущественно в условиях низких температур, халатное отношение к обслуживанию, несколько циклов полного разряда, то даже качественная батарея вряд ли выдержит больше года.

Индикатор емкости

Стандартным способом проверки емкости АКБ принято считать контрольный разряд. Полностью заряженную АКБ разряжают постоянным током. Сила потребляемого тока должна быть кратной емкости батареи (оптимальным считается соотношение 1 к 20). Например, при номинальной емкости 60 Ah свинцово кислотный аккумулятор разряжают током 3 A в течение 20 часов.

Вышеописанный способ достаточно трудоемок и сложен, к тому же во время проведения замеров батареей нельзя пользоваться. Чтобы быстро протестировать свинцовый аккумулятор следует использовать специальные устройства, такие как «Нагрузочная вилка» или подобные им индикаторы емкости .

Емкость свинцового АКБ

Это один из основных параметров АКБ. Определяет электроэнергию, которою возможно получить от максимально заряженной батареи, разряжая ее до напряжения, определенного изготовителем.

Показатели емкости выражаются произведением количества тока (в амперах) на временной интервал в часах. Номинально, автомобильная АКБ емкостью 60 Ah должна в течение часа разряжаться током в 60A при напряжении 12v.

Можно предположить, что при изменении силы тока длительность функционирования изменится пропорционально. То есть при токе в 120A время работы составит порядка 30 мин. Что не соответствует действительности, так как сила тока при разряде напрямую влияет на емкость свинцово кислотных аккумуляторов. Например, при стартерных нагрузках в 255A емкость уменьшается более чем в два раза и для батареи в 60 Ah составит всего 25Ah. Что касается малых токов (2,75A), здесь будет наблюдаться незначительный прирост (примерно +5 Ah).

Помимо силы разрядного тока, емкость свинцово кислотных АКБ зависит от следующих факторов:

  • Плотность электролита (процентное содержание серной кислоты). Более плотный электролит увеличивает емкость положительных электродов, но несколько снижает у отрицательных (особенно при низких температурах). К тому же ресурс положительных пластин сокращается из-за более интенсивных коррозионных процессов на их поверхности. Плотность электролита должна соответствовать совокупности требований, для которых создавалась конкретная батарея. Например, для автомобильных АКБ, работающих в условиях умеренного климата, оптимальной считается плотность 1,26–1,28 г/см3.
  • Пористость рабочей поверхности пластин. Повышенная пористость позволяет увеличить фактическую площадь электрода, участвующую в электрохимической реакции и, как следствие – повысить емкость. Однако у этого показателя тоже есть свои ограничения (46% — 60%), так как чрезмерная пористость ускоряет деструкцию покрытия, что приводит к преждевременному выходу батареи из строя.
  • Толщина пластин электрода. Более толстые электроды положительно влияют на емкость только при низких разрядных токах. При стартерных нагрузках внутренние элементы активной массы пластин не успевают среагировать с электролитом. Это в значительной степени уменьшает разницу между батареями с различной толщиной электрода и одинаковой активной площадью.

Зарядка и эксплуатация

Наиболее правильно заряжать свинцово кислотную АКБ – использовать специальное зарядное устройство. В крайних случаях автолюбители частично подзаряжают севшую батарею от автомобиля донора (прикуривание), а после старта двигателя процесс продолжается от генератора.

На зарядном устройстве сначала необходимо выставить силу тока, которая обычно указывается производителем в инструкции и составляет 20%-30% номинальной емкости (для АКБ 60Ah норма 12A – 18A). Наиболее щадящий вариант, но более продолжительный – 10% от заявленной емкости аккумулятора.

Длительность зарядки свинцово кислотных аккумуляторов при 20% тока составит 5-6 часов, после чего батарея будет заряжена примерно на 90%. Дальнейший процесс выполняется малым током (5% от емкости) занимает примерно сутки. Напряжение рассчитывается соответственно количества секций в АКБ (на каждую секцию 2,3v). То есть для обычного АКБ на 6 секций итоговое значение не должно превышать 13,8v. Для автомобильных аккумуляторов достаточно первого этапа зарядки, так как они практически весь срок службы находятся под максимальным напряжением.

Эксплуатация

В процессе использование необходимо обращать внимание на следующие моменты:

  • Не допускать полного разряда, что нередко случается в следствии неконтролируемых утечек в сети автомобиля или другого устройства, которое питает батарея.
  • Исключить колебания напряжения, что особенно актуально для зарядки от генератора транспортных средств.
  • Своевременно добавлять дистиллированную воду в электролит. Это необходимо делать на обслуживаемых АКБ (с пробками на крышке), в случае недостаточного уровня электролита. Добавлять можно только дистиллированную воду, чтобы уровень электролита был выше токоотводящих пластин приблизительно на 10 мм.
  • Поверхность крышки обслуживаемых батарей может покрываться гигроскопичной пленкой из просочившегося электролита, что способствует скорому саморазряду. Избежать подобного можно периодически протирая крышку раствором соды или подобной по концентрации щелочью.
  • В случае длительного неиспользования аккумулятора его необходимо полностью зарядить и хранить в тепле (+20˚ C).

Прежде чем выполнять какие-либо действия с АКБ, следует ознакомиться с его инструкцией. Не редко наиболее важную информацию производитель размещает на корпусе устройства.

Принцип действия свинцовокислотных аккумуляторов

Активной массой положительного электрода (анода) аккумулятора служит перекись (диоксид) свинца PbO2 темно-коричневого цвета, а активной массой отрицательного электрода (катода) — чистый (губчатый) свинец Pb светло-серого цвета. Электролитом является 25–34%-ный водный раствор серной кислоты. Емкость аккумулятора зависит от площади активной поверхности электродов (пластин) и от количества пластин, соединенных параллельно. Отрицательных пластин всегда на одну больше, чем положительных, так как каждая положительная располагается между двумя отрицательными. Это необходимо, чтобы обеспечить равномерное участие в электрохимических реакциях обеих поверхностей положительной пластины, поскольку при работе только одной ее поверхности тонкая положительная пластина коробится и может замкнуться с отрицательной.

Принцип работы свинцово-кислотных аккумуляторов основан на электрохимических реакциях свинца Pb (катод) и диоксида свинца PbO2 (анод) в сернокислотной (H2SO4) среде. Всего таких реакций в свинцовом аккумуляторе происходит более 60, но основополагающая суммарная химическая реакция при заряде/разряде, в соответствии с общепринятой теорией двойной сульфатации, описывается следующей реакцией:

При разряде:

При заряде:

Малорастворимое соединение PbSO4, образующееся при разряде на обоих электродах, — сульфат свинца, именно поэтому теория, описывающая данный процесс, называется теорией двойной сульфатации. Поскольку при разряде серная кислота расходуется на образование сульфатов, происходит снижение ее концентрации, то есть плотности электролита с 1,23–1,30 г/см3 заряженного аккумулятора до значения 1,02–1,03 г/см3. Это, в свою очередь, приводит и к снижению напряжения на электродах такого аккумулятора от начального значения 2,10–2,22 В (в зависимости от начальной концентрации серной кислоты) до 1,95–1,70 в конце полного разряда.

При заряде происходят обратные процессы: серная кислота выделяется в раствор электролита из сульфатов на электродах при участии воды (1), при этом плотность электролита и напряжение аккумулятора растут. В процессе заряда, ближе к его завершению, особенно повышенным током и при некоторых критических значениях концентрации сульфата свинца на электродах, наблюдается процесс электролиза (разложения) воды, на водород (возле катода) и кислород (возле анода). Выделяющиеся газы образуют взрывоопасную смесь в воздухе (с объемной концентрацией около 4% водорода), поэтому помещения с аккумуляторами относятся к разряду взрывоопасных. Кроме того, разложение воды приводит к уменьшению ее количества в аккумуляторе, что требует периодического ее пополнения. Правда, следует отметить, что существует решение этих проблем — пробки-рекомбинаторы (рис. 4), изготавливаемые некоторыми компаниями — производителями аккумуляторов, в частности, известной немецкой фирмой HOPPECKE. Устройства этой компании, которые называются пробками AquaGen, содержат специальный катализатор, превращающий 98% попавших в пробку водорода и кислорода в пары воды, конденсирующиеся на ее стенках в виде капелек, стекающих обратно в аккумулятор. Открытые кислотные аккумуляторы с жидким электролитом, снабженные такими пробками, компания HOPPECKE относит к классу необслуживаемых (безуходных), поскольку они не требуют доливки воды в течение всего срока службы (25 лет для аккумуляторов класса GroE). А к помещениям с аккумуляторами, снабженными такими пробками, компания предлагает относиться как к помещениям с герметизированными аккумуляторами, то есть без организации принудительной приточно-вытяжной вентиляции.

Рис. 4. Аккумуляторы компании HOPPECKE c установле

Рис. 4. Аккумуляторы компании HOPPECKE c установленными рекомбинационными пробками AquaGen

В процессе эксплуатации аккумулятора при чередующихся зарядах и разрядах вследствие объемных изменений происходят разупрочнение активной массы Рb02 на аноде и потеря механических и электрических связей между частицами, в результате чего активная масса на аноде разжижается и оплывает. Этому явлению способствует также обильное выделение пузырьков кислорода на поверхности анода в процессе заряда. При этом свойства аккумулятора постепенно ухудшаются, и он выходит из строя. Кроме того, осыпание частиц диоксида свинца, обладающего высоким сопротивлением, с анода и его электрофоретический перенос к катодным пластинам обнажает их боковые кромки, что может привести к коротким замыканиям.

Преимущества и недостатки

У всего есть плюсы и минусы и свинцово-кислотные аккумуляторы не являются исключением. Важно понимать, что ряд преимуществ (или недостатков) обусловлены особенностью конструкции и их видно только тогда, когда сравнивать с другими типами, которые используются совсем для других целей.

Недостатки

  • Не должны храниться в разряженном состоянии;
  • Большой вес и размер;
  • Чувствительность к отрицательным температурам;
  • Энергоемкость низкая (если брать соотношение с весом);
  • Экологически опасны (из-за соединений свинца);
  • Ограниченное количество циклов разряда.

Преимущества

Старая технология, которая проверенна временем. Даже и сегодня здесь придумывают некоторые улучшения;

  • Очень низкий саморазряд, в этом смысле свинцовые аккумуляторы относятся к лидерам;
  • Требуют минимального обслуживания;
  • Нет эффекта памяти;
  • Могут производить большую токоотдачу в случае необходимости;
  • Просты в производстве и, как следствие, дешевые.

Разновидности

Опираясь на основные характеристики, актуальные для свинцово-кислотных аккумуляторов, их можно разделить на соответствующие подкатегории.

Для начала стоит акцентировать внимание на возможностях их обслуживания. Тут выделяют такие типы свинцово-кислотных питающих аккумуляторов:

  1. Обслуживаемые. Предусматривают наличие открытой конструкции. То есть корпус не герметичный. Производитель устанавливает специальные съёмные крышки, позволяющие получить доступ к банкам. Тем самым можно по мере необходимости доливать электролит или кислоту, визуально проверять уровень жидкости и состояние пластин, делать замеры плотности ареометром.
  2. Необслуживаемые. Корпус полностью герметичный. Обслуживание сводится только к контролю заряда с помощью индикатора, а также подключению АКБ к зарядному устройству.

Популярность вторых вполне очевидна. Обслуживаемые АКБ встречаются всё реже, поскольку технологии совершенствуются, от автомобилистов требуется меньше усилий и внимания для поддержания аккумулятора в рабочем состоянии.

Опираясь на такие основные характеристики как назначение и область применения, выделяют следующие разновидности свинцово-кислотных аккумуляторов.

  1. Стартерные АКБ. Могут за короткое время выдать большое количество энергии. Из-за этого обладают большим саморазрядом. Необходимые для автомобилей виды батарей. Нуждаются в вентиляции и определённом обслуживании.
  2. Буферные. Такие виды свинцово-кислотных питающих аккумуляторов служат для того, чтобы в течение небольшого времени хранить сравнительно малый объём энергии. Они функционируют в режиме постоянной подзарядки.
  3. Для бесперебойных устройств. Чаще всего можно встретить в офисах, предназначаются для компьютерной техники. При возникновении перебоя с электроэнергией позволяют без потери данных успеть завершить работу.
  4. Для длительного снабжения энергией. Отличаются большим весом и габаритами. Но это позволяет питать потребителей долгое время. Подобные решения можно встретить в медицинской сфере, в отделениях реанимации. Могут питать достаточно внушительное количество потребителей длительное время.
  5. Гелевые. Существует 2 основных технологии производства гелевых АКБ. Это AGM и GEL. Характеризуются гелеобразным состоянием электролита. Усовершенствованная технология, хотя в её основе всё равно лежат свинец и серная кислота. Гелевые АКБ применяются в автомобилях, используются для работы солнечных батарей и пр.

Чтобы получить определённые характеристики, вносятся соответствующие изменения в конструкцию.

Когда нужно отдать много энергии за короткое время, пластины делают тонкими, но высокими и широкими, уменьшая между ними расстояние. Это позволяет им быстрее отдавать энергию.

Если потребляется мало энергии, но долго, тогда пластины должны быть толстыми, короткими и узкими, расстояние между ними увеличивают.

На параметры АКБ влияют также электролит, применяемые легирующие добавки, такие как кальций, серебро, цинк и пр. Это позволяет выделять ещё несколько разновидностей. Часто встречаются свинцово-кальциевые АКБ.