Стук, скрип или гул при повороте руля в чём могут быть причины?

Гудит ГУР на холодную

Выявление неисправностей ГУРа и рулевой рейки

Выявление неисправностей ГУРа и рулевой рейки

Существует несколько причин, почему гудит ГУР на холодную. Первая заключается в том, что идет . Для ее устранения достаточно поставить два хомута на трубку, идущую от бачка к насосу ГУР. Кроме этого, стоит заменить кольцо, стоящее на всасывающем патрубке самого насоса. После установки хомутов рекомендуем вам воспользоваться маслоустойчивым герметиком, которым нужно промазать хомуты и места соединения.

Также можно условно выделить еще одну причину, вероятность которой невелика. Иногда бывают случаи, когда проводится недостаточная (некачественная) прокачка системы ГУР. В этом случае на дне бачка остается воздушный пузырь, который удаляется с помощью шприца. Естественно. что его наличие может вызывать обозначенный гул.

Стук (руль крутится, но люфтит)

Как правило, шарниры, находящиеся в системе рулевого управления, служат столько же, сколько ездит ваша машина. Однако в российских условиях эксплуатации возможен и более быстрый износ. Поворот рулевого колеса, сопровождающийся слабым стуком в начала вращения, свидетельствует о том, что шарниры изношены (появился увеличенный зазор). Если вы поставите автомобиль на ровной площадке, затем попробуете крутить роль справа налево, затем слева направо (начинать надо осторожно с малых перемещений), вы можете выявить, в какой момент времени появляется люфт и стучащий звук. Можно чуть усовершенствовать данный метод – открыть двери машины, далее при открытых дверях, находясь снаружи автомобиля, понемногу крутить руль из стороны в сторону. В какой-то момент времени вы заметите, что руль вращается, но колеса при этом неподвижны – это означает наличие люфта. Этот люфт требует устранения.

Сделать это можно, произведя в автомастерской диаг

Сделать это можно, произведя в автомастерской диагностику шарниров (проверить необходимо износ и наличие люфта), после чего требуется поменять изношенные элементы, подтянуть необходимые узлы, из-за которых возникает люфт.

Подшипники поворотного кулака

Если при повороте руля водителю слышен нехарактерный скрип, который может появиться порой достаточно внезапно, стоит прислушаться к поворотному кулаку.

Когда звук исходит оттуда, наверняка причина кроется в изношенных подшипниках.

Эти подшипники могут скрипеть и издавать треск, если отсутствует внутри смазка или в корпус проник песок, либо иные абразивные загрязнения.

Несвоевременная замена грозит опасными последствиями. Рекомендуется снять подшипник из поворотного кулака, проверить его на наличие дефектов. Если их нет, добавляется смазка и деталь возвращается на место. При выявлении дефектов используется новый подшипник, аналогичный предыдущему.

Советы по эксплуатации гидроусилителя руля

Чтобы гидроусилитель работал нормально и не стучал, необходимо придерживаться нескольких простых правил:

  • Следить за уровнем масла в системе ГУР, вовремя доливать и менять его. Кроме этого, проверяйте его состояние. Всегда существует риск покупки некачественной жидкости, которая через короткое время эксплуатации приходит в негодность (проверяйте ее цвет и запах).
  • Не задерживайте надолго (более 5 секунд) колеса в крайнем положении (и левом и правом). Это вредно для насоса ГУР, который работает без охлаждения.
  • При постановке машины на стоянку всегда оставляйте передние колеса в ровном положении (прямо). Это снимет нагрузку с системы гидроусилителя при последующем запуске двигателя. Особенно этот совет актуален в холодное время, когда масло густеет.
  • В случае возникновения неисправностей с ГУР (гул, стук, возросшие усилия при повороте рулевого колеса) не тяните с ремонтом. Вы не только устраните поломку с меньшими затратами, но и убережете свое авто, вас и ваших близких от возможных аварийных ситуаций.
  • Постоянно следите за состоянием рулевой рейки. Особенно это касается состояния пыльников и сальников. Так вы не только продлите срок ее службы, но и сэкономите деньги на дорогостоящем ремонте.

Почему гудит гидроусилитель руля и как это исправить

Несмотря на кажущуюся простоту конструкции системы гидроусилителя руля, принцип работы этой системы довольно сложен. Это вспомогательный элемент системы рулевого управления и в случае его выхода из строя не будет полного отсутствия рулевого управления, но управлять автомобилем будет сложно. Особенно опасна ситуация, когда во время движения перестает работать гидроусилитель руля, и водителю сложно сразу привыкнуть к «тяжести» поворота рулевого колеса, вызванной пониженной маневренностью автомобиля.

Если при повороте гудит гидроусилитель руля, причин этому может быть несколько:

  • Уровень жидкости гидроусилителя руля снизился. Если водитель не контролирует уровень жидкости рулевого управления с гидроусилителем, именно из-за ее низкого уровня может возникнуть проблема с шумом при повороте рулевого колеса. В такой ситуации необходимо произвести замену жидкости в системе и провести диагностику после обнаружения причины падения уровня жидкости. Чаще всего утечки масла ГУР из-за проблем с рейкой или помпой;
  • Жидкость низкого качества в бачке ГУР. Есть автомобильные расходные материалы, на которых нельзя экономить, и масло для гидроусилителя руля — одно из них. Его стоимость недостаточно высока для выбора наиболее дешевых вариантов замены, а экономия на рабочей жидкости может «обернуться» серьезным повреждением системы, что потребует замены дорогостоящих деталей.

Замените масло в системе гидроусилителя рулевого управления по истечении срока службы. Хорошую жидкость следует заменять примерно каждые два года (или каждые 70 000–80 000 миль). Существует распространенный способ проверки жидкости рулевого управления с гидроусилителем, чтобы определить, в хорошем ли она состоянии. Чтобы узнать, требуется лиПри замене отвинтите крышку расширительного бачка и с помощью шприца (или капельницы) наберите из нее немного масла. Затем бросьте его на белую бумагу и посмотрите на цвет. «Чистая» жидкость для гидроусилителя руля не должна быть черной или коричневой. Допустимы такие цвета, как бордовый, малиновый или красный. Проверьте запах жидкости гидроусилителя руля, она не должна пахнуть горелой резиной.

  • Неисправности, связанные с рулевым механизмом. Одна из самых неприятных проблем, которую может вызвать узел гидроусилителя руля, — это начало гудения при повороте рулевого колеса. Если неисправность в стойке, диагностируйте стойку и усилитель рулевого управления в сервисном центре. В некоторых ситуациях может потребоваться дорогостоящая замена рулевого механизма.
  • Ремень привода гидроусилителя рулевого управления ослаблен. Если ремень рулевого управления с гидроусилителем ослаблен или сильно изношен, при повороте рулевого колеса может быть слышен гудящий звук. В этом случае водитель может сам купить новый ремень и заменить его;
  • Воздух попадает в систему гидроусилителя рулевого управления. Есть две распространенные причины захвата воздуха в системе: воздух в системе во время замены жидкости и проникновение воздуха через незакрепленные соединения. В этом случае найдите и устраните причину проблемы. Затем промойте систему рулевого управления с гидроусилителем, замените масло новым и выполните надлежащую прокачку системы, чтобы удалить оставшийся в ней воздух. Имейте в виду, что если воздух попадет в систему рулевого управления с гидроусилителем, жидкость в резервуаре начнет пениться.
  • Неисправность насоса гидроусилителя руля. Эту неисправность легче определить, чем другие. В случае отказа насоса гидроусилителя рулевого управления система фактически перестает работать, в результате чего рулевое колесо становится «тугим», а при повороте рулевого колеса издается гудение. Чаще всего проблемы с насосом возникают из-за неисправного рабочего колеса, подшипника или уплотнений. Насос гидроусилителя руля ремонтируют редко, а в случае выхода из строя необходимо будет заменить эту деталь.

Большинство причин, вызывающих гудение усилителя рулевого управления при повороте, можно диагностировать и устранить самостоятельно. Однако лучше не доводить ситуацию до серьезных проблем, а правильно эксплуатировать систему.

Гудит ГУР после замены

Иногда после замены масла начинает гудеть ГУР. Неприятный шум может быть вызван насосом в корпусе, если система была заполнена менее густым маслом, чем раньше. Дело в том, что между внутренней поверхностью кольца статора и пластинами ротора наблюдается повышенный износ. Пластины также вибрируют из-за неровной поверхности статора.

Чтобы этого не случилось, советуем использовать масло, рекомендованное производителем. Благодаря этому ваш автомобиль не сломается в системе.

Также возможно гудение после замены шланга гидроусилителя рулевого управления высокого давления. Одной из причин может быть плохое качество шланга. Некоторые сайты обижаются установкой обычных гидравлических линий вместо специальных шлангов, рассчитанных на работу под высоким давлением в гидросистеме рулевого управления. Это может вызвать удушение системы и последующий шум. Остальные причины во многом схожи с вышеупомянутыми случаями (стучать по холодному, горячему).

Шум электроусилителя руля

По типу установки электродвигателя системы можно разделить на два вида:

  1. Электромотор установлен на рулевом валу. Дополнительное усилие прилагается к валу рулевой колонки. На колеса вращательный момент передается с помощью простейшей механической рейки. В таком типе конструкции вместе с валом вращается шестерня, находящаяся в зацеплении с зубчатой рейкой. Вращающаяся шестерня перемещает зубчатый вал, который через рулевые тяги и наконечники соединен с поворотным кулаком. Шелест при повороте руля может возникнуть в результате износа подшипников электродвигателя и подшипников рулевого вала. При попадании внутрь рулевой рейки воды на деталях возникает коррозия, которая затрудняет ход зубчатой рейки. В редких случаях это становится причиной повышенной нагрузки на электродвигатель и, как следствие, возрастания шума при его работе.
  2. Электромотор установлен непосредственно в корпусе рулевой рейки. Для системы актуальны все те же проблемы с изношенными подшипниками. Вот только из-за особенностей расположения услышать посторонний шум будет намного сложнее.

Конструкция электроусилителя  не предрасположена к появлению посторонних звуков даже на больших пробегах. Если на вашем авто скрипит руль при повороте, скорее всего, причину следует искать в элементах подвески.

Основные узлы гидроусилителя руля

Система гидроусилителя руля состоит из нескольких важных компонентов, выход из строя любого из них может привести к выходу из строя всего агрегата:

  • Насос гидроусилителя рулевого управления, который включается при запуске двигателя. Его работа заключается в перекачивании масла из резервуара и его распределении по системе.
  • Сам масляный резервуар.
  • Распределитель жидкости для гидроцилиндров — включается в работу при повороте руля.

Многие автовладельцы считают, что масло в гидроагрегате рассчитано на весь срок службы автомобиля. Однако это неправда — все равно придется менять. Сервис также подразумевает постоянную проверку уровня рабочей жидкости в баке. Если масло в частичном количестве Если утечка достигает критического уровня, гидроусилитель руля будет гудеть, а затем просто перестанет работать.

Можно ли ездить при гудящем ГУРе

При гудящем ГУРе ездить можно, но нежелательно. Объясним почему. Рулевое колесо напрямую или через крестовину соединено с червячным валом, который одновременно является валом распределителя усилий в гидроусилителе. Червячный вал входит в зацепление со штоком рулевой рейки. На концах штока закреплены тяги. Они непосредственно воздействуют на поворотный кулак ступицы.

В этой кинематической цепи все связи жесткие. И ни одна из этих связей не разорвется, если ГУР будет плохо работать или даже полностью откажет. Единственное, что может случиться – руль станет более тугим. С другой стороны, гул в насосе гидроусилителя указывает на проблемы в системе. И если не принять мер, гидроусилитель откажет. Стоимость нового гидронасоса достигает 30 тысяч рублей.

Какой подшипник гудит при повороте направо, и какой при повороте налево

Вы аккуратно записывали в блокнот (или на лист бумаги) все результаты заезда? Эти данные могут сильно облегчить диагностику. Если точно знать, какой подшипник гудит при повороте налево, а какой при повороте направо, можно сузить круг поисков.

Разбираемся дальше…

На вопрос о том, какой подшипник гудит при повороте направо, любой автослесарь уверенно ответит, что левый. На вопрос о гуле при левом повороте последует такой же уверенный ответ: «проблема в правом подшипнике». Почему так?

Когда автомобиль начинает поворачивать, сила инерции пытается оставить его на прежней траектории. Масса стремится на внешнюю дугу виража, машина кренится. Нагрузка падает на колеса, находящиеся на внешней стороне, подшипник работает в экстремальном режиме и начинает шуметь.

Действие центробежной силы

При движении в повороте на автомобиль действует центробежная сила, которая направлена в сторону наружного закругления дороги (от центра — к внешнему краю поворота).

Величина центробежной силы пропорциональна квадрату скорости: при увеличении скорости движения в два раза, центробежная сила увеличивается в четыре раза и т.д. Поэтому даже незначительное снижение скорости движения перед поворотом позволит повысить безопасность движения в повороте.

Торможение должно заканчиваться перед входом в поворот.

Разобрались, какой подшипник гудит при повороте налево, а какой при маневре в противоположную сторону, и почему. Звук может быть вызван любой проблемой. Выработка обойм или неполадки в сепараторе – самые частые причины неисправности.

Вроде бы стало понятно, но есть один нюанс. Диагностика на слух может подвести. В редких случаях оказывается, что при повороте направо гудит не левый подшипник. Находясь за рулем, трудно на слух определить, откуда идет звук. Поэтому, даже если вы удостоверились, что шум возникает при правом повороте, не спешите снимать левый подшипниковый узел.

Необходимо выполнить еще одну диагностическую процедуру. Надо вывесить колеса автомобиля на подъемнике. Можно воспользоваться домкратом, но обязательно подстрахуйтесь – установите надежные опоры под кузов.

Проверьте, есть ли люфт, раскачивая колесо руками. Когда в движении гудит подшипник при повороте налево, а люфтит левое колесо, значит, проблема не в правой ступице. Да, по диагностике на слух шум при левом повороте означает неисправность правого подшипника, но люфт – это более точный симптом.

Доверять слуху можно, но звук лишь предупреждает о проблемах. Понимание того, какой подшипник гудит при повороте направо, а какой при левом вираже позволяет сделать предварительный диагноз. Слух – хороший помощник, но решающее слово, все-таки за глазами и руками.

  • Для увеличения ресурса и восстановления от износа подшипников качения, ШРУСов и других узлов.

Правила правильной эксплуатации

Если вы не хотите сталкиваться с проблемой шума, первое, что нужно сделать, — это правильно использовать свой автомобиль. Прежде всего, следует помнить, что в автомобилях с усилителем рулевого управления не держите рулевое колесо в одном и том же положении слишком долго при поворотах или маневрах. Это связано с тем, что узел рулевого управления начинает нагреваться во время работы, то же самое относится и к рабочей жидкости, и если узел удерживается в одном положении, жидкость может выкипеть. Поэтому без замены смазки решить проблему не получится.

Также не рекомендуется оставлять машину с вывернутыми колесами на длительное время, особенно зимой,при низкой температуре. Это также может привести к нежелательному воздействию на систему рулевого управления. Если вы заметили, что начали появляться какие-то неисправности, желательно как можно скорее провести диагностику автомобиля и устранить проблему.

При наличии серьезных поломок лучше даже не пытаться ремонтировать устройство своими руками, особенно если вы не уверены в себе. Оптимальным вариантом будет ремонт машины в мастерской. Только раннее обнаружение неисправностей в системе может обеспечить ее долгую работу.

Иные случаи

Многие водители отмечают, что ГУР гудит при выворачивании руля в крайние положения. Но в этом случае повышенный звук работы устройства – нормальное явление, поскольку насос при таком положении колес работает с максимальной производительностью, чтобы обеспечить нужное давление.

Если же отмечено, что гудение – сильно громкое, то причины следует искать там же, где и при появлении звука «на горячую», то есть в первую очередь нужно проверить уровень и качество жидкости.

Бывает так, что гудение появляется после проведения обслуживающих работ – замены масла, смены магистралей и т. д.

Здесь причина может крыться в недостаточной прокачке системы (в ней остался воздух), низком качестве установленной детали или слабой затяжке ее крепления (подсасывает воздух) или несоответствии жидкости.

ВАЖНО ЗНАТЬ: Как ремонтировать рулевое управление автомобиля.

Стук при повороте руля с люфтом руля

Хотя рулевые шарниры не требуют обслуживания почти на протяжении всего срока службы автомобиля, они подвержены износу на наших дорогах. Основным признаком износа рулевых шарниров является их расшатанность с появлением люфта и характерный, но тихий стук при первом повороте рулевого колеса. Лучший способ определить причину такого стука при повороте — это встать на ровную поверхность и попробовать повернуть рулевое колесо из стороны в сторону — сначала небольшими движениями рулевого колеса, а затем все больше и больше, пока вы не обнаружите люфт и стук. Вы также можете выйти из машины, посмотреть на колеса и проделать ту же работу с рулевым колесом через открытое окно или дверь машины. Если мы заметим, что при повороте руля на малую амплитуду колеса остаются неподвижными, в системе рулевого управления есть люфт, который следует устранить.

Этот дефект можно устранить, попросив специалиста диагностировать все соединения на предмет износа и люфта, затем заменить изношенные шарниры и соединения и подтянуть соответствующие механизмы, которые создают люфт в системе рулевого управления.

Итог

Уж коли так случилось, что в вашем авто гудит подшипник при повороте направо или налево, не откладывайте ремонт в долгий ящик. Обратитесь в автомастерскую. Если есть навыки, можете заменить ступичный подшипник самостоятельно. Главное – сделайте это вовремя. Если гул едва заметен, воспользуйтесь триботехнической восстанавливающей смазкой «Супротек». Как показывает практика, в этом случае можно рассчитывать на 10-15 тысяч км пробега без особого риска.

Ну а когда шум усилился, добавились бряцающие или хрустящие звуки в начале движения – срочно замените подшипник.