Расшифровка классификации масла по API

Классификация моторного масла API для бензиновых двигателей

SE *** Бензиновые двигатели 1972. Те же требования к моторному маслу, что и для категории SD, но лучше защита двигателя.
SF *** Бензиновые двигатели  1980. Те же требования, что и для категории SE, но улучшена защита от износа и окислительная стабильность.
SG *** Бензиновые двигатели 1988. Те же требования, что и для категории SF, но лучше защита от износа, образования шлама и окисления масла.
SH *** Бензиновые двигатели 1993. Те же требования, что и для категории SG, но вводится система лицензирования и записи результатов всех моторных тестов и формул с целью гарантии качества. Символ API, который свидетельствует о дейсвтительном соответствии уровню SH помещается на этикетки канистр.
SJ Бензиновые двигатели 1996. Те же требования, что и для категории SH (включая лицензию и систему сертификатов) с лучшей защитой от окисления масла при высоких температурах и забивания катализатора.    Начиная с  01/08/97, уровень SJ официально заменяет SH.
SL Бензиновые двигатели 2001. Новые тесты на степень износа  (Seq IVA), моющие свойства моторного масла (TEOST MHT4), окисление (Seq IIIF) и низкотемпературные отложения (Seq VG)  для лучшей защиты двигателя и продления интервала замены масла. Стандарт SL заменил  API SJ в середине 2001г.
SM Бензиновые двигатели 2004. Улучшены общие свойства для максимально-расширенного интервала замены масла. Ужесточен тест на высокотемпературные отложения (TEOST), новый тест на окисление (Seq. IIIG).
SN Бензиновые двигатели 2010. Представлен в октябре 2010 г. Разработан для автомобилей 2011 года выпуска и более ранних. Улучшенная защита от высокотемпературных отложений на поршнях. Более жесткие требования к контролю сажи и совместимости с уплотнителями.

*** устаревшие классификации, подобно APISA, APISB, APISC и APISD.

API категории TC для двухтактных двигателей

Стандарт подразумевает эксплуатацию масел в моторах, объемом от 0,2 до 0,5 литра.

Для получения допуска лубриканты должны пройти тестирование на сохранность колец поршневой группы, образование задир, нагара. Также требуется соблюдение ограничений по детонации и преждевременному зажиганию топливной смеси.

Важным параметром является недопустимость эксплуатации в подвесных двигателях водной техники.

СТАРЕНИЕ МАСЛА

Причин и факторов старения масла несколько. Масло — это сложная комбинация углеводородных соединений, с разными добавками и включениями, называемыми пакетом присадок. В камере сгорания оставшаяся после перемещения поршня к нижней мертвой точке масляная пленка принимает на себя всю мощь теплового потока, что постепенно изменяют структуру и состав масла. Ведь выгорает только малая часть этой пленки, а остальная, перегретая, с улетучившимися легкими углеводородами, окисленная контактом с кислородом при высокой температуре, смывается в поддон двигателя. За цикл этого видоизмененного масла немного – толщины пленок микронные, но циклов очень много. В подшипниках нет такого нагрева, максимум, градусов до 180, но давления очень высоки, доходят до 30…40 МПа. Это также приводит к изменению свойств масла. Кроме того, в масляном поддоне оно контактирует с картерными газами, горячими и агрессивными. Масло должно мыть двигатель – оно его и моет, но при этом насыщается загрязнениями, и механическими, и органическими. Часть их сядет в масляном фильтре, но что-то останется в объеме масла. И, к тому же, при этом срабатываются моющие компоненты, важная часть пакета присадок. Для современных «синтетик» ресурсы заявлены большие – 20…30 тыс. километров пробега.

API категории EC – энергосберегающие масла

Новая в группе спецификация, куда входят легко текучие смазки с минимальной низко и высокотемпературной вязкостью. Продукты преимущественно используют в энергосберегающих установках последнего поколения. Без допуска производителя эксплуатация лубрикантов запрещена.

По эффективности смеси разделяются на несколько категорий. Обозначение подгруппы указывается после буквенного индекса и говорит о степени экономии горючего:

  • ЕС – 1,5%;
  • ЕС2 – не менее 2,5%.

Классификация моторных масел по ACEA

Стандартная спецификация, образованная в 1991 году европейскими производителями с целью систематизации смазочных материалов. В марте 2008 г, произошел пересмотр спецификаций в угоду обновившимся экологическим нормам.

Состоянием на 2021 год выделяются категории СМ:

  • А – бензиновые;
  • В – дизельные;
  • С – бензиновые и солярочные моторы с системами очистки выхлопа;
  • Е – грузовые дизеля.

Нет жесткого распределения легкомоторной техники по типу установки. Спецификации указываются вместе.

  • А1/В1 – универсальные смазки со стандартным межсервисным интервалом. В настоящее время практически не применяются.
  • А3/В3 – стандартные лубриканты, подходящие для современных и классических моторов, оборудованных сажевыми фильтрами.
  • А3/В4 – более жесткая норма, характеризует формулы, приспособленные для работы с непосредственным впрыском и турбированными, высоко нагруженными моторами.
  • А5/В5 – самая жесткая норма, куда подпадают смазки, способные экономить топливо и работать при длительных интервалах замены.

Далее на очереди группа автомасел, которые обозначаются индексом С и могут заливаться в ДВС с установленными системами дожигания и очистки выхлопа.

  • С1 – энергосберегающие жидкости с низким содержанием серы;
  • С2 – аналогичное масло со средним содержанием серы;
  • С3 – формулы могут работать с сажевыми фильтрами нового образца;
  • С4 – самая передовая группа выделяет автомасла с пониженным содержанием несгораемых примесей, что допускает их эксплуатацию в самых передовых агрегатах.

Также у организации присутствуют энергосберегающие масла:

  • Е4 – применимы для ДВС с установленными рециркуляторами, где также актуален допуск Лонг Лайф;
  • Е6 – сфера эксплуатации высокофорсированные моторы дизельного типа;
  • Е7 – выставлены дополнительные требования к уменьшению сульфатной хольности, совместимости с устройствами турбонаддува;
  • Е9 – предельный уровень защиты мотора от образования шламов, нагара. Жидкости подходят для высокофорсированных аппаратов, питаемых соляркой.

Классификация API для трансмиссионных масел

Состоянием на 2021 год классификация насчитывает 5 уровней лубрикантов с различным уровнем защитных свойств.

  1. GL-1 – первое поколение лубрикантов, обладающее минимальным набором полезных свойств и присадок. Смеси больше эксплуатируются на мало ответственных агрегатах, где нет повышенной нагрузки.
  2. GL-2 – более новая форма, повышающая требования к моющим присадкам, увеличивая их количество и агрессивность.
  3. GL-3 – достаточно распространенная спецификация, востребованная среди любителей классических автомобилей, где используются чувствительные детали. Область применения – мосты, механические КПП, редукторные блоки.
  4. GL-4 – последняя группа, применимая для заливки в МКПП с установленными синхронизаторами из латуни, бронзы или меди. В стандарте повышена прочность масляной пленки, внедрены передовые разработки.
  5. GL-5 – самая последняя из актуальных модификаций. Масла преимущественно заливают в современные трансмиссионные блоки. Важным фактором является недопустимость использования в коробках передач, оборудованных синхронизаторами из цветных металлов – жидкость имеет ряд агрессивных присадок, наносящих вред блокам.

Масла категории API S

Марки от API SA до API SG признаны устаревшими и недействительными, но спрос на продукты этих марок пока остается, поэтому они еще встречаются на рынке.

API SH. Категория считается условно действующей. Требования утверждены в 1992 году и на сегодняшний день используются для дополнительной сертификации масел категории API C (API CF-4/SH). Продукты этой марки используют в бензиновых двигателях 1996 года и старше.

API SJ. Действующая категория с 1995 года. Она устанавливает требования к маслам для бензиновых двигателей 1996 года выпуска и моложе. В категории дополнительно появились такие характеристики, как улучшенная работа в условиях низких температур, стойкость к образованию нагара. Допускается сертификация по показателям энергосбережения API SJ/EC.

API SL. Категория введена в 2001 году. Масла API SL предназначены для многоклапанных турбированных двигателей, работающих на обедненных топливно-воздушных смесях. Продукты соответствуют современным требованиям к энергосбережению и экологичности. Производители постоянно совершенствуют масла категории SL для увеличения межсервисных интервалов, снижения летучести, повышения стабильности энергосберегающих свойств.

API SM. Категория установлена в 2004 году с повышением требований к экологичности, надежности двигателей и расходных материалов. Моторные масла API SM характеризуются отличными защитными, противоокислительными, противоизносными свойствами. Улучшены низкотемпературные показатели продуктов. Материалы категории SM можно сертифицировать по классу энергосбережения ILSAC.

API SN. Самая новая на сегодняшний день категория, введенная в 2010 году. Основным отличием масел стало пониженное содержание фосфора, которое сделало продукты совместимыми с системой нейтрализации отработавших газов. Материалы этой категории также получили комплекс энергосберегающих свойств, улучшенные показатели окислительной стабильности, устойчивость к образованию шламов и отложений. Совместно с API SN также используют обозначение Resource Conserving – ресурсосбережение. По сравнению с энергосбережением оно охватывает не только снижение расхода топлива, но и защиту систем турбонаддува, очистки выхлопных газов. Продукты Resource Conserving совместимы с биотопливом, содержащим до 85 % этанола. Требования API SN близки к ILSAC GF-5. Если вязкость масла достаточно низкая, его можно сертифицировать по обеим классификациям.

Классы качества моторного масла API: двухтактные двигатели

API TD Масла для подвесных двухтактных двигателей моторных лодок.

API TC Масла для двигателей с высокими требованиями к качеству масла, кроме моторных лодок, например, двигатели мотоциклов, снегоходов. Возможно использование API TC в случаях, когда требуется класс API TA или TB.

API TB Масла для скоростных двухтактных двигателей с объемом 50-200 см3, работающих под большими нагрузками, например, мотороллеры, бензопилы, мотоциклы.

API TА Масла для двухтактных двигателей с объемом до 50 см3 с воздушным охлаждением, к примеру, мопеды, газонокосилки.

Подбор масла по классификации API

Отличия моторов сами рассказывают о том, какую категорию необходимо применять для конкретного автомобиля. Подбор лубриканта осуществляется исходя из года выпуска и конструкции ДВС. К примеру, для машины 2001 года с турбированным дизельным двигателем, где имеется система рециркуляции, подойдет жидкость типа CI-4 или выше.

API для дизелей

В свою очередь, масла для дизелей поделены на следующие:

Таблица 1

CA, CB, CC, CD, CD-II, CD+, CEВсе эти категории последовательно применялись к двигателям с 1940 до 1990 года, сегодня не выпускаются.
CF-4С 1990 года. Масла для четырехтактников с турбированием, либо без него. Могут заменить CD и CE. CF. 1994 год. Выпускаются для внедорожников и движков с раздельным впрыском топлива. Используются, как заменитель класса D.
CF-2Тот же год, но уже для двухтактной техники. Сменили класс CD-II. CG-4. 1995 год. Соответствуют принятым в Америке годом ранее усиленным требованиям к токсичности выхлопа. Заменяет категории CD,CE, а также CF-4. CH-4. Появились в 1998 году, как ответ на вновь ужесточенные в этом году требования к выхлопу. Могут заменять четыре предыдущие категории.
CI-4В 2002 году американские экологические требования в очередной раз ужесточились. Как следствие, появилась новая категория моторного масла, применяемая в двигателях с рециркуляцией отработанных газов. CI-4 PLUS. Очередные ужесточения, принятые в 2004 году, и обновленный вариант CI-4. Сниженное саже образование, улучшены вязкостные показатели.
CJ-4Версия 2006 года. Самое продвинутое масло для четырехтактных дизелей на сегодняшний день. Первое масло, которое было выпущено до принятия повышенных норм по токсичности выхлопных газов. Новые нормы увидели свет позже, чем появилось масло, отвечающее этим нормам. Такой вот превентивный удар по нормам, которые на момент появления CJ-4 еще находились в стадии разработки. Рекомендуется для быстроходных дизельных двигателей, оснащенных системами обработки выхлопа.

Классификация API для небольших моторов

Стандарт «ТВ» предназначен для структурирования лубрикантов, предназначенных для обслуживания легкомоторной техники:

  • скутеров;
  • мопедов;
  • картов;
  • строительных и сельскохозяйственных агрегатов;
  • мотоблоков.

Масла подходят на ДВС двухтактного типа, что гарантирует минимальную зольность, отличные моющие показатели.

Категории масел для трансмиссий

С классификацией трансмиссионных масел необходимо ознакомиться, чтобы, при выборе смазке для трансмиссии, уметь выполнять расшифровку маркировки. Посредством обозначений на канистре возможно понять, каковы показатели продукта, из каких присадок и базовых масел он состоит.

  1. GL-1. Предназначаются для конусно-спиральных, червячных и механических КПП (без синхронизаторов), установленных в грузовиках и спецтехнике.
  2. GL-2. Оптимальны для червячных КПП, которые работают в низкоскоростном и малонагруженном режиме. Обыкновенно используются в тракторной технике.
  3. GL-3. Подходят для конусно-спиральных трансмиссий, функционирующих в средних условиях. Предназначаются для того, чтобы смазывать спиральные и иные КПП грузовиков. Нельзя лить в гипоидные трансмиссии.
  4. GL-4. Автомасла для гипоидных трансмиссий, функционирующих в высокоскоростном режиме при небольшом крутящем моменте/низкоскоростном режиме при большом крутящем моменте. Сегодня данные смазки часто применяют в синхронизированных КПП.
  5. GL-5. Смазки подходят для гипоидных КПП, которые функционируют в условиях сильной нагрузки на зубья шестеренок и больших скоростей. Обычно их льют в трансмиссии со смещенными осями. Для синхронизированных МКПП нужно использовать нефтепродукты, одобренные автопроизводителем.
  6. GL-6. Автомасла предназначаются для заливки в гипоидные КПП с большим смещением. Сегодня они не используются по причине полного их вытеснения маслами GL-5.