Принцип работы, установка и замена гидрокомпенсаторов

Что необходимо знать о прокачке ГК?

Существует два способа, как можно прокачать гидрокомпенсаторы. Первый из них представляет ручную прокачку, другой – автоматическую, при которой двигатель сам осуществляет данную процедуру. Прокачка осуществляется в случае, когда после замены ГК, при запуске двигателя отчетливо слышен шум их работы, что не является нормой.

Диагностика и замена гидрокомпенсаторов

При выходе из строя одного или нескольких ГК появляется стук, похожий на клапанный. Этот звук хорошо распространяется в металле, поэтому для определения неисправного гидрокомпенсатора применяют фонендоскоп. Аналог этого прибора можно изготовить и самостоятельно из стального стержня длиной около 700 мм и диаметром 5-6 мм. На один торец стержня крепится жестяная банка из-под пива с обрезанным верхом, а на его середину — деревянная ручка. Приложив ухо к банке и поочередно приставляя свободный торец «фонендоскопа» к головке блока в зоне каждого компенсатора, на слух определяют неисправный по усиленному стуку. «Подозрительный» ГК следует демонтировать и проверить.

Извлечь ГК из седла можно с помощью магнита. Если это не удается (ГК «прикипел» или заклинил), его извлекают съемником, предварительно приварив к нему тягу с крюком. Некоторые гидрокомпенсаторы поддаются разборке, что позволяет определить степень износа внутренних деталей. Разборку следует производить с особой аккуратностью, чтобы не повредить поверхности сопряженных элементов.

Гидроопоры разбираются после снятия стопорного кольца; внутренние детали гидротолкателя «вытряхивают», аккуратно постукивая его корпусом о металлическую поверхность. Загрязненный компенсатор промывают в ацетоне или в другом растворителе.

Визуальный осмотр позволяет обнаружить внешние повреждения торцевой поверхности гидрокомпенсатора, подвергающейся нагрузкам (выбоины, царапины или задиры). В процессе эксплуатации на ней может образоваться даже углубление.

Существует еще один простой и действенный способ контроля состояния демонтированного ГК: после заполнения маслом он не должен сжиматься при прикладывании усилия рук. В противном случае он неисправен и подлежит замене. Работоспособный ГК, сжатый в струбцине, оказывает значительное сопротивление и незначительно уменьшает длину только через 20-30 сек.

Почему стучит гидравлический компенсатор?

Появился стук во время работы силового агрегата автомобиля? Таким образом гидравлический механизм оповещает водителя о том, что подошел к концу его ресурс. Но могут быть и другие причины. Чаще всего неисправности раньше положенного времени возникают по причине некорректного уровня масла или использования некачественного продукта. К остальным причинам относятся:

  1. Недостаток масла, либо не создается нужное давление для закачки смазывателя внутрь плунжерной пары
  2. Забились масляные каналы, произойти это может в случае образования нагара
  3. Заклинила плунжерная пара
  4. Пришел в пригодность шариковый клапан
  5. Образовался нагар снаружи корпуса плунжера

Если в каком-либо месте образовался нагар, то достаточно всё разобрать, тщательно почистить и установить обратно на место. Такой механизм сможет продолжать свою работу и далее. Но при больших пробегах автомобиля подобная работа вряд ли принесет должного результата. Необходимо действовать уже кардинальней, а именно – заменять гидрокомпенсатор.

Работа гидрокомпенсатора зависит от качества масла. Желательно пользоваться синтетикой и производить её замену чаще положенного срока. Если производитель указал, что смазывающее вещество подлежит замене спустя каждые 10 тыс. км, меняйте спустя 7-8 тыс. км. Элементы двигателя прослужат намного дольше

Как прокачать гидрокомпенсаторы перед установкой


Прокачка гидрокомпенсатора – необходимая операция, которую нужно выполнить при замене ГК, а также после профилактики и чистки ГК. Прокачка нужна для того, чтобы удалить воздух, который попал в полость гидрокомпенсатора. Сегодня мы решили рассказать читателям о том, как прокачать гидрокомпенсаторы. Можно прокачивать двумя способами. Один предполагает прокачку с использованием работающего двигателя. Второй осуществляется в ручном режиме. Масло заливается принудительно.

Автоматическая прокачка гидрокомпенсаторов

  1. Необходимо запустить двигатель и на протяжении 4-х минут обеспечить его работу в диапазоне 2-3 тысяч оборотов, не менее. После этого, еще около 30 секунд двигатель должен поработать на холостых оборотах.
  2. Затем, двигатель на 1 минуту необходимо заглушить.
  3. Вновь заводим двигатель. Если стук исчез, значит, гидрокомпенсаторы прокачались и все отлично. Если же стук все еще присутсвует, процедуру необходимо повторить еще около 5 раз. В случае если никаких технических проблем с мотором нет, стук ГК пропадет.

Когда менять гидрокомпенсаторы: признаки

Важно обращать внимание на косвенные признаки проблем с гидрокомпенсаторами. Если уровень масла и его качество в норме, тогда на неисправные ГК указывают такие симптомы:

  • сильный стук в клапанном механизме на холодную;
  • после прогрева стук не исчезает;
  • интенсивность стука уменьшается при повышении оборотов мотора;
  • замена масла и промывка масляной системы проблему не решают.

Точно определить, что необходима замена гидрокомпенсаторов Шевроле Нива, можно после снятия распредвала. В подобной ситуации необходимо разбирать двигатель, снимать компенсаторы, выполнять дефектовку или сразу производить полную замену и т.д.

Причины стука гидрокомпенсаторов

Гидрокомпенсаторы стучат из-за неправильного функционирования, когда в них не создается нужное давление масла. Это может происходить по разным причинам:

Гидрокомпенсаторы стучат из-за неправильного функционирования, когда в них не создается нужное давление масла.

  • износ плунжерной пары;
  • заклинивание гидрокомпенсатора в сжатом состоянии из-за нагоревшего масла;
  • загрязнение окалиной, накипью, хлопьями сгоревшего масла, другими посторонними предметами масляного канала, как в самом гидрокомпенсаторе, так и перед ним;
  • попадание инородного тела под шариковый клапан.

Иногда возникает ситуация, когда гидрокомпенсаторы стучат на холодную. Причины такой проблемы могут заключаться в следующем:

Несоответствие марки масла рекомендованной, часто бывает причиной стука гидрокомпенсаторов на холодную.

  • несоответствие вязкости масла рекомендованной;
  • неисправность редукционного клапана;
  • износившийся, либо неисправный гидрокомпенсатор;
  • не замененный вовремя либо засорившийся масляный фильтр;
  • низкий уровень масла в двигателе;
  • попадание иной жидкости в масло;
  • несвоевременная замена масла.

Гидрокомпенсаторы на Ниву: гидроопоры старого и нового образца

Изначально на первые моторы (2002 – 2005 год) корп

Изначально на первые моторы (2002 – 2005 год) корпорация GM  поставляла собственные гидрокомпенсаторы. При этом такие ГК надежны, моторы эксплуатируются без проблем. Однако в дальнейшем на Ниву начали ставить компенсаторы, происхождение которых не известно. С указанными элементами начались проблемы.

То же самое случилось позже, когда на мотор начали ставить гидрокомпенсаторы нового образца. Первые партии в 2008 году оказались качественными и надежными. Затем качество стало ухудшаться, стаканчики ГК отличались низким качеством обработки и т.д.  

Единственный выход в сложившейся ситуации — установка качественных компенсаторов GM старого образца или подбор аналогов нового образца. При этом важно понимать, что при установке ГК старого образца заменить также придется и рокеры. Кстати, гидрокомпенсаторы нового образца подходят от BMW, так как фактически они же и стоят в двигателе Нивы.

Обратите внимание, устанавливая гидрокомпенсаторы (например, INA), также важно менять и стаканчики. Игнорирование данной рекомендации приводит к тому, что уже через 40-60 тыс. км. появляется выработка, давление масла падает и появляется стук.

Замена компенсаторов

Следует отметить, что замена гидрокомпенсаторов своими руками ваз 2112 имеет свои определённые нюансы. Знание этих технических тонкостей позволят автолюбителям и профессионалам успешно решать проблемы такого рода. Далее представлена подробная инструкция по выполнению замены ГК:

  • Вначале снимается пластиковая крышка.
  • Далее снимается ресивер. Необходимо закрыть крышками отверстия впускного коллектора.
  • Потом необходимо снять модуль зажигания.
  • Затем снимается шланг вентиляции картера.
  • Далее снимаем крепление проводов форсунок. Для этого нужно использовать рожковый ключ на 10.
  • Затем снимаем клапанную крышку. Для этого необходимо с помощью головки на 8 отвернуть 15 болтов.
  • Далее снимается крышка головки цилиндров.
  • Производим проверку работоспособности гидрокомпенсатора. Для этого на него надо нажать любым стержнем, желательно из мягкого металла. Кулачок распределительного вала в этом случае должен быть повёрнут к компенсатору тыльной тупой стороной. Если компенсатор прижимается легко, с небольшим усилием, значит, он подлежит замене.
  • Демонтируем зубчатые шкивы распредвалов.
  • Отсоединяем провод от датчика давления масла.
  • Раскрепляем корпус подшипников распредвалов. Для этого необходимо, с помощью головки на 8 отвернуть 20 болтов.
  • Отворачиваем болт крепления штанги к кронштейну задней опоры двигателя.
  • Далее откручиваем три гайки крепления кронштейна задней опоры. Это делается с помощью головки на 15.
  • Снимаем кронштейн задней опоры.
  • Теперь можно снять корпус распредвалов.
  • Из корпуса вынимаем трубки свечей зажигания.
  • Для того, чтобы отличить впускной и выпускной распредвалы, на первой шейке впускного вала имеется поясок.
  • Далее снимаем распредвалы с сальниками.
  • Далее необходимо снять задние заглушки корпуса подшипников распредвалов и головки цилиндров.
  • С помощью магнита достаём из гнезда гидрокомпенсатор.
  • В случае необходимости заменяем гидрокомпенсатор новым изделием и производим сборку в обратном порядке.

Перед сборкой обязательно надо очистить корпус подшипника распредвалов и головку цилиндров от остатков старого герметика и от масла. Перед установкой распределительных валов их опорные шейки и кулачки необходимо смазать моторным маслом. Болты крепления корпуса подшипников необходимо закручивать равномерно и основательно.

Как видно по фото, предложенный комплекс работ, особых трудностей не представляет. После выполнения замены, двигатель может некоторое время работать с повышенным шумом. В этом случае делают прокачку гидрокомпенсаторов. Для этого необходимо выполнить следующие действия:

  • Запустить двигатель и в течение 5 минут дать ему поработать на 2500 оборотах.
  • Затем перейти на холостые обороты и дать двигателю поработать полминуты.
  • Далее двигатель заглушить и выждать одну минуту.
  • Через минуту двигатель запустить вновь. Если стук исчез, то гидрокомпенсатор прокачан, если нет, то всю процедуру нужно повторить вновь. Повторов может понадобиться до пяти и больше.

Нюансы сборки

После замены 16 гидрокомпенсаторов, необходимо все привести в первоначальный вид. Самые ответственные операции по порядку:

  1. Зачищаем и обезжириваем распредвалы и посадочные места постели и клапанной крышки, как на деталях так и на двигателе.
  2. Меняем сальники, заглушки и ставим на места оба вала. Впускной имеет специальный поясок, которого нет на выпускном. Это его отличительная особенность.
  3. Наносим герметик Gasket на установочное место постели распредвалов и монтируем ее (прокладки не требуется).
  4. Обрабатываем герметиком посадку для клапанной крышки и монтируем ее (прокладки не требуется).
  5. Ставим форсунки, трубки конденсатора, монтируем коллектор, генератор, его ремень, шкивы и ремень механизма ГРМ.
  6. Восстанавливаем работу дроссельной заслонки, фильтра и присоединяем все провода.

Замена гидрокомпенсаторов, иногда приводит к тому, что двигатель не запускается из-за отсутствия компрессии. Как правило, «гидрики» устанавливаются маслонаполненными и может случиться так, что из-за несжимаемости компенсаторов некоторые клапана окажутся открытыми. Чтобы этого избежать, необходимо перед установкой поджать их струбциной.

Что такое гидрокомпенсатор

В процессе работы двигателя происходит его нагревание до рабочей температуры. Эта температура поддерживается на соответствующем уровне, а при нагревании деталей, возникает их тепловое расширение. При тепловом расширении изменяются зазоры, от которых зависит качество функционирования двигателя.

Тепловые зазоры могут иметь маленькое расстояние, что способствует неплотному закрытию клапана. Если клапан прилегает к седлу не плотно, то в выхлопную систему будет попадать не сгоревшая топливно-воздушная смесь. Если зазор будет иметь большое расстояние, то это отразится также негативно на работе двигателя. В частности, наблюдается развитие такого последствия, как прогорание тарельчатой части клапана.

Это интересно!В процессе функционирования двигателя происходит изменение теплового зазора по причине износа деталей, поэтому на автомобилях с двигателями, оснащенными ручными устройствами для регулировки, требуется настраивать клапана через определенные промежутки пробега. Чтобы исключить необходимость регулярного вмешательства для настройки клапанов, на современных автомобилях вместо рычагов и шайб стали устанавливать специальные устройства — гидрокомпенсаторы или гидротолкатели, гидроопоры и т.п. Особенность этих устройств в том, что они осуществляют автоматический выбор теплового зазора в зависимости от прогрева деталей. Как происходит автоматическая регулировка тепловых зазоров за счет применения гидрокомпенсаторов, рассмотрим подробно, чтобы понимать причины неисправностей этих деталей.

Обратная сторона… опоры

Основные причины выхода из строя гидрокомпенсатора (ГК) — загрязнение масляных каналов двигателя и износ рабочих поверхностей обратного клапана и плунжерной пары, изготовленных с высокой степенью точности. К загрязнению приводит использование несоответствующего масла, несоблюдение сроков его замены или неисправность масляного фильтра, пропускающего грязное масло через перепускной клапан.

При увеличении посадочного зазора в плунжерной паре повышается утечка масла из камеры высокого давления. Гидрокомпенсатор теряет «жесткость», поэтому эффективность передачи усилия кулачка на стержень клапана ГРМ снижается. То же самое происходит при износе обратного клапана камеры высокого давления. Неисправности системы смазки двигателя замедляют наполнение ГК маслом и не позволяют поглощать зазоры в ГРМ.

Внутренний объем ГК должен быть заполнен маслом. Пустой или частично заполненный («завоздушенный») гидрокомпенсатор не выполняет своего основного назначения — устранения зазоров в деталях ГРМ. В результате возникают ударные нагрузки, которые проявляются характерным стуком. Это приводит к ускоренному износу деталей ГРМ и ухудшению работы мотора. Поломкам способствует и попадание в ГК с маслом частиц изношенных деталей: узел может заклинить. В зависимости от того, в каком положении это произошло, в ГРМ либо появятся большие зазоры, либо клапаны окажутся «зажатыми» (возрастает нагрузка на распредвал, падает мощность и т.д.).

Чтобы избежать этого, необходимо:

  • контролировать и поддерживать внутреннюю чистоту двигателя — проводить смену масла и масляного фильтра в сроки, рекомендованные автопроизводителем, с понижающим коэффициентом 0,6 — 0,9, учитывающим условия эксплуатации машины;
  • промывать двигатель перед очередной сменой масла, используя медленно действующие промывки «на пробег». При загрязнении внутренних поверхностей двигателя (что обнаруживается, например, при снятии кожуха ГРМ) быстродействующие средства промывки применять не рекомендуется, так как отслоившиеся куски грязи с потоком масла могут попасть во внутренние полости компенсаторов и вывести их из строя.

Необходимо знать, что малые зазоры между подвижными элементами гидрокомпенсатора обуславливают применение в двигателе маловязких масел высокого качества — синтетических или полусинтетических (SAE 0W40, 5W40, 10W30 и др.). Использовать минеральные масла (например, SAE 15W40) из-за их повышенной вязкости и склонности к смолистым отложениям не рекомендуется.

Секреты установки гидрокомпенсаторов

Для нормального функционирования ГРМ с гидрокомпенсаторами (после их замены) следует соблюдать определенные правила:

  • новые ГК на заводе-изготовителе заполняются консервирующим масляным составом, который при установке удалять не нужно. После запуска мотора этот состав без каких-либо последствий смешивается с маслом из системы смазки двигателя;
  • не следует устанавливать в ГРМ пустые гидрокомпенсаторы, «завоздушенность» которых образовалась вследствие разборки и промывки. Сначала их нужно заполнить маслом. Несоблюдение этого правила может привести к появлению значительных ударных нагрузок, особенно при первом пуске двигателя (пока «прокачается» система смазки);
  • после установки ГК на двигатель рекомендуется 5-7 раз провернуть коленвал за храповик ключом и перед первым пуском мотора выждать 10-15 мин. Это необходимо для того, чтобы под давлением кулачков распредвала плунжерные пары нагруженных компенсаторов заняли рабочее положение;
  • при ремонте и замене ГК нужно промыть масляную систему, заменить масляный фильтр, залить в двигатель свежее масло. Вращая коленвал, можно визуально проверить поступление масла через масляные каналы к установочным седлам (при извлеченных гидрокомпенсаторах);
  • в ходе ремонта двигателя автомобиля с пробегом свыше 150-200 тыс. км гидрокомпенсаторы зазоров клапанов желательно заменить (при таком пробеге, как правило, они выходят из строя). Использование некачественных масел и несоблюдение сроков их замены может вдвое уменьшить срок службы ГК;
  • при наличии одного или нескольких неисправных гидрокомпенсаторов менять желательно весь комплект, иначе скоро придется повторно вскрывать ГРМ для ремонта.

Принцип работы

Как известно, во время работы автомобиля его механизмы нагреваются, отчего происходит их расширение. Чтобы предотвратить поломку аппаратной части, ещё на этапе конструирования производитель предусматривает установку специальных зазоров, которые в соответствии с повышением температуры используют лишнее пространство.

Чтобы понять, для чего нужны гидрокомпенсаторы, важно понять их процесс работы. Суть их действия в контроле зазора между газораспределительным механизмом и клапаном. Это работает с помощью специального поршня, который вытягивается и умещает образовавшийся зазор.

Схема работы гидрокомпенсаторов
Схема работы гидрокомпенсаторов

В процессе продолжительной работы многие детали изнашиваются, а их геометрия меняется в худшую сторону. Поскольку зазор между элементами также становится другим, это отрицательно влияет на весь мотор. Чтобы решить эту проблему, необходимо компенсировать зазоры — в этом и принцип работы гидрокомпенсаторов. Таким образом, можно не регулировать клапаны при сервисном обслуживании, ведь происходит постоянный контакт кулачка без зазора и толкателя.