очиститель системы охлаждения

Причины забивания системы охлаждения двигателя

Рабочая охлаждающая жидкость имеет склонность к «выкипанию». В системе циркулирует тосол, дистиллированная вода или антифриз — это рабочие охладители, которые контролируются по отметкам в бачке и периодично доливаются. Перегрев и выкипание приводит к потере свойств охлаждающей жидкости  (ОЖ), образованию налета в трубопроводах и на внутренних стенках радиатора.

Возможные причины забивания:

  • пыль и механические вкрапления;
  • химические отложения;
  • образование солей (при доливке обычной воды);
  • коррозия материала внутренних элементов СО с выпадением в закупоривающий осадок.

Изменение цвета и запаха — сигналы для замены дистиллята. При изменении консистенции, появлении посторонних вкраплений или образовании загрязненой эмульсии необходимо немедленно воспользоваться средствами для промывки системы охлаждения двигателя.

Как часто необходимо выполнять промывку

Для начала разберёмся, как часто следует промывать систему охлаждения. Этот вопрос интересует многих. Здесь имеются три рекомендации.

  1. Систему охлаждения рекомендуется тщательно промывать в момент замены антифриза. Это обусловлено двумя нюансами. Во-первых, прекрасный момент для того чтобы провести чистку даже в целях профилактики. Во-вторых, замена технической жидкости предусматривает удаление остатков старой, так как разные антифризы лучше не смешивать во избежание нежелательных последствий.
  2. Вторая рекомендация: выполнять промывку раз в год. Опытные водители советуют делать это весной, когда зимние холода уже закончились, а летний зной ещё не наступил. Такие процедуры избавят от многих проблем, вызванных загрязнением труб, уменьшением их пропускной способности и теплоотдачи.
  3. И последнее, промывка при наступлении признаков, сигнализирующих о необходимости процедуры. Если у вас часто перегревается двигатель, проблемы в работе помпы, реакции на сигналы реостата замедленны, датчики показывают высокую температуру, а вентилятор почти всегда работает на полных оборотах, то обязательно следует промыть систему охлаждения, пока не произошли более серьёзные поломки.

Таким образом, промывать систему охлаждения следует раз в год в целях профилактики, в момент замены жидкости, чтобы избавить от остатков предыдущей и в случае перегрева мотора.

Какими средствами нежелательно промывать систему охлаждения ДВС.

КоКаКоЛа

Многие знают, что кока-колой можно удалять накипь и чистить радиаторы. В интернете много видео по использованию кока-колы для чистки чайников и других предметов, в которых образуются отложения.

Для промывки радиаторов и всех каналов системы охлаждения двигателя возможно применение Coca-Cola. Кока-кола содержит ортофосфорную кислоту, благодаря которой отлично удаляются ржавчины, жирные налеты масла и присадок. Но есть одно но. Дело в том, что помимо кислоты ортофосфора, в кока-коле есть сахар и много углекислого газа.

Если вы выбрали метод промывки системы охлаждения кокаколой, то:

  1. Надо выпустить из него углекислый газ.
  2. Слить старую жидкость.
  3. Залить колу.
  4. Подождать не более 10 минут, так как она разъедает пластиковые и резиновые изделия и поверхности алюминиевых деталей.
  5. Слить колу.
  6. Промыть  несколько раз чистой водой, чтобы не осталось сахара в системе. Оставшиеся капельки с сахаром при заливке потом антифриза могут вступить в реакцию и свойства антифриза изменятся.

Fairy (Фэйри)

Некоторые может и используют данное химсредство для промывки хладильной системы ДВС, но не стоит. Он отлично удаляет жир, но не растворяет ржавчину и другие отложения. Зато с помощью фейри можно отлично промыть радиатор снаружи. За лето спереди на радиатор прилипают много мух и других насекомых.

Calgon (Калгон)

Такие средства как калгон и другие (Мистер мускул, Тирет), подобные им, используются для защиты от образования накипи. Удалить ржавчину и отложения он вряд ли сможет. Лучше добавлять его в стиральную машину, чтобы накипь не оседала на барабане.

Белизна

Мощное средство для удаления грязи, микробов, плесени с едким стойким запахом. В белизне есть гидрохлорид натрия, способный разъедать поверхности деталей из алюминия. При нагревании белизна быстро разъест алюминиевые трубки. Поэтому не стоит использовать и испытывать на своем опыте.

Крот

Чистящее средство Крот можно использовать только в медных основных радиаторов и радиаторов печки, потому что в его составе есть каустическая сода. Алюминиевые поверхности он испортит. Также он разъедает резиновые уплотнители, сальники.

После промывки заливать новую охлаждающую жидкость тоже надо уметь, иначе может образоваться воздушная пробка. Потом придется выгонять эту воздушную пробку из системы.

Комбинированный способ из лимонной кислоты, уксуса и соды

Есть такие, кто смешивает различные вещества в надежде получить супер средство для промывки системы охлаждения двигателя.

Делают такой состав смеси:

  • 50% соды;
  • 25% лимонной кислоты;
  • 25% уксуса.

Такие самодельные химические смеси может и очистят каналы в системе, но вместе с этим, разрушат резиновые уплотнители.

Как очистить охлаждающую систему от масла с помощью лимонной кислоты

Если в радиаторе охлаждения (РО) появляется эмульсия, это означает, что масло проникает в СОД из двигателя. Такой признак говорит о неисправности прокладки головки блока или самой ГБЦ, эксплуатировать машину с таким дефектом крайне не рекомендуется. Прежде чем промывать от эмульсии, необходимо устранить поломку, иначе ее образование будет продолжаться. Избавиться от масла в системе не так просто, в некоторых случаях приходится промывать несколько раз, использовать разные средства.

Лимонная кислота – высокоэффективный состав для вымывания грязи, в том числе и масляных остатков из РО, промывание производится несложно, но при сильной загрязненности внутренностей СОД такую операцию приходится повторять несколько раз. Рассмотрим на конкретном примере, как выполняется подобная процедура, необязательно все действия точно копировать, но сам принцип, надеемся, будет понятен:

  • берем пакетики с лимонной кислотой из расчета 100 г на 1,5-2 л тосола, заранее подготавливаем раствор, размешивая порошок с горячей водой в какой-нибудь таре, растворяем его;
  • если движок холодный, прогреваем его до рабочей температуры, затем глушим двигатель;
  • подставив внизу ведерко или пластиковую канистру, сливаем старую ОЖ из радиатора и блока цилиндров, открутив соответствующие пробки (открыв краники). Где находятся сливные отверстия, зависит от модели автомобиля; не устанавливая пробок (не закрывая краников), в р
  • не устанавливая пробок (не закрывая краников), в расширительный бачок заливаем чистую воду, проливаем систему до тех пор, пока из сливных отверстий не начнет выходить относительно чистая жидкость; 
закрываем слив, сначала заполняем СОД обычной чист
  • закрываем слив, сначала заполняем СОД обычной чистой водой, прогреваем мотор, глушим его, выливаем через краники воду;
  • затем уже наливаем в расширительный бачок раствор лимонной кислоты, подготовленный заранее, еще раз размешав его, после запускаем движок; закрываем капот, садимся за руль, проезжаем на маш
  • закрываем капот, садимся за руль, проезжаем на машине от 15 до 50 км, очень желательно, чтобы краник печки на автомобиле был открытым;
  • после поездки сливаем раствор, вероятнее всего, он будет мутного грязного цвета; опять повторяем проливку водой, закрыв все пробки
  • опять повторяем проливку водой, закрыв все пробки (краники), заправляем систему уже свежим тосолом.

Если работа производится летом, можно для достижения лучшего эффекта на какое-то время залить дистиллированную воду и проездить так несколько дней. В дальнейшем нужно будет обязательно заправить рекомендованную для данного типа автомобиля охлаждающую жидкость, главное, не забыть об этой смене. Еще при попадании эмульсии в охлаждающую жидкость можно промыть систему охлаждения двигателя соляркой, хотя дизельное топливо не очень эффективно удаляет шлак, зато хорошо борется с масляными отложениями.

Что нужно знать перед процедурой?

Промывка охлаждающей системы – серьезная процедура, которая требует наличия навыка обслуживания автомобиля. Неграмотно проведенная чистка может обернуться проблемами, поэтому перед началом процедуры необходимо ознакомиться не только с устройством механизма, но и правилами очищения.

Система охлаждения включает детали, изготовленные из разных материалов. Они отличаются разной устойчивостью к химическим реагентам. Игнорирование этого факта может привести к разъеданию некоторых составных частей и вызвать еще более серьезные последствия.

Например, если конденсатор кондиционера сделан из алюминия, то применение лимонной кислоты может вызвать истончение его стенок. При этом чугунные и стальные детали полностью сохраняют свою целостность.

Следует учитывать также конструкцию охлаждающей системы. Тонкие каналы могут пострадать, если при очистке отрываются фрагменты толстой пленки старого тосола, кусочки ржавчины или накипи. При закупорке канала начнется перегрев двигателя.

Чтобы избежать проблем, которые возникают при радикальной чистке, рекомендуется проводить профилактику, использовать оригинальный состав антифриза и вовремя его менять.

Когда необходима промывка?

Внутреннюю очистку рекомендуется производить минимум раз в год. Лучше всего этим заниматься после окончания зимы. Определить точное время помогает световой индикатор с изображением радиатора. Помимо этого существуют и другие признаки, по которым можно судить о необходимости очищения.

К ним относятся:

  1. Инерционность реостата, заторможенный ответ на егоСистематические перегревы двигателя и сбои при его запуске.
  2. Инерционность реостата, заторможенный ответ на его сигнал.
  3. Высокие температурные показания датчика охлаждающей жидкости.
  4. Перебои в работе помпы, сигнализирующие о проблемах в системе.
  5. Изменение оттенка и запаха хладагента в расширительном бачке.

На что обращать внимание при покупке

Выбирая в магазине жидкость для предстоящей промывки системы охлаждения двигателя, следует уделять особое внимание следующим вопросам:

  • Стоимость продукта. Заманчиво низкая сумма на ценнике, скорее всего, является следствием экономии производителя на активных веществах.
  • Объем содержимого. Оптимальная емкость упаковки — 0,3 — 0,5 литра. При этом чем выше плотность состава, тем больше в нем содержится активно-полезных веществ. Поэтому из промывок одинакового объема предпочтительнее более тяжелые.
  • Время действия очистки. Слишком короткий период отмывания (от 2 до 5 минут) должен насторожить. Возможно, это некорректное обещание, и система будет недостаточно промыта, что обесценит потраченные зря время и деньги. Не исключено, что состав излишне агрессивен, и способен повредить некоторые детали. Проверить второе предположение можно, погрузив кусочек алюминия в промывку. Появление пузырьков свидетельствует об излишней химической активности раствора. В этом случае инструкция должна содержать указание о необходимости промыть в конце процедуры СОД водой.
  • Наличие осадка на дне флакона. При нормальной температуре консистенция раствора должна быть однородной, без каких-либо выделений. В противном случае, они способны появиться и внутри охлаждающего контура.
  • Хороший препарат после встряхивания не должен образовывать пены. Ее наличие в системе после слива моющего средства приведет к попаданию некоторого количества очистителя в свежезалитый охлаждающий тосол, что ухудшит его свойства.

Общие правила

Мягкую промывку системы охлаждения двигателя можно произвести дистиллированной водой. Для удаления накипи со стенок трубопроводов потребуются специальные растворы.

Возможно, вас также заинтересует статья, в которой рассказывается о том, как выбрать промывочное масло для бензинового двигателя.

Автомобиль устанавливают на площадку. Процесс начинают со слива старой ОЖ. Внизу радиатора и на блоке цилиндров откручивают специальные сливные пробки. Отработанный антифриз или тосол сливают в предварительно подставленную емкость.

Во избежание ожога слив ОЖ проводите на остывшем двигателе.

Систему промывают дистиллированной водой или слабым специальным раствором. Для приготовления понадобится один из компонентов:

  • сода;
  • уксус;
  • лимонная или молочная кислота.

Иногда используют «Кока-Колу», но следует внимательно отнестись к такому процессу. «Кола» агрессивно воздействует на внутренние стенки радиатора.

Двигатель понадобится завести и погонять жидкость около 10 минут. По завершении процесса нужно промыть ОС дистиллированной водой, а потом залить новый тосол или антифриз.

Способы промывки радиатора двигателя

Мягкий вариант подразумевает промывание очищенной водой, но этого недостаточно, если образовалась накипь — необходимы спец. средства (например, марки Flush, Gear, Hi, Lavr, Liqui, Moly, Raditor). Авто устанавливают на ровную площадку. Сначала сливают старый состав: подставляют тару для “отработки” и демонтируют пробки слива, находящиеся на цилиндрическом блоке и в нижней части радиатора.

Общая схема промывки системы охлаждения мотора

Схема промывки системы охлаждения всегда одинакова. Отличия лишь в используемых промывочных составах и времени их воздействия на систему.

  1. Машина заводится и работает 5–10 минут. Затем двигателю дают остыть в течение 20–30 минут.
  2. Открывается сливное отверстие, антифриз выливается в подставленную ёмкость. Сливать охлаждающую жидкость можно только после остывания двигателя. В противном случае можно получить серьёзный химический ожог.
  3. В систему заливается выбранная моющая жидкость. Двигатель вновь заводится и работает 10–20 минут (длительность работы зависит от выбранного средства). Затем двигатель глушится, остывает, моющий состав сливается.
  4. На его место заливается дистиллированная вода, чтобы смыть остатки средства. Возможно, одной порции воды будет недостаточно, и операцию придётся повторить несколько раз, пока сливаемая из системы вода не будет совершенно чистой.
  5. В промытую систему заливается новая порция антифриза.

Лимонная кислота

Опытные автолюбители успешно промывают системы охлаждения обычной лимонной кислотой.


Лимонная кислота, разведённая в воде — старое, проверенное моющее средство

Она хорошо разъедает ржавчину и накипь, не вызывая коррозии трубок:

  • готовится раствор в пропорциях 1 килограмм кислоты на 10-литровое ведро дистиллированной воды. Если система загрязнена не сильно, то содержание кислоты можно снизить до 900 грамм;
  • двигатель с кислотой в системе охлаждения работает в течение 15 минут. Но после его остывания кислота не сливается. Её оставляют в системе примерно на час. Это позволяет добиться максимального эффекта.

Уксус

Промыть систему можно и обычным столовым уксусом:

  • средство готовится так: на 10 литров дистиллированной воды берётся 500 мл уксуса;
  • полученный раствор заливается в систему, автомобиль заводится и работает 10 минут;
  • двигатель глушится, уксусный раствор сливается только через 24 часа.

Каустическая сода

Каустическая сода — это чрезвычайно агрессивное вещество, которое быстро разъедает шланги в системе. Поэтому ей промывают только радиаторы, предварительно сняв их с машины. Причём радиатор должен быть медным.


Каустической содой промывают только медные радиаторы

Если он выполнен из алюминия, то промывать его каустической содой нельзя. Вот как это делается:

  • пропорции раствора: 60 грамм соды на 1 литр дистиллированной воды;
  • все отверстия в радиаторе закрываются резиновыми пробками, состав заливается внутрь и сливается через сутки.

Молочная кислота

Самый экзотический вариант промывки. Достать молочную кислоту рядовому автолюбителю непросто: в свободной продаже её нет. Выпускается она в виде порошкового 36% концентрата, из которого необходимо получить 6% кислотный раствор. Для его получения 1 кг порошка растворяется в 5 литрах дистиллированной воды. Раствор заливается в систему, и водитель проезжает на машине 7–10 км. Затем состав сливается, а система промывается дистиллированной водой.

Сыворотка

Сыворотка является неплохой альтернативой молочной кислоте. Потому что раздобыть её намного проще. Сыворотка ничем не разводится. Она просто процеживается через несколько слоёв марли.


Перед заливкой в систему сыворотку процеживают через 5 слоёв марли

Необходимо нацедить 5 литров. Затем сыворотка заливается в систему охлаждения, и водитель проезжает с этим «антифризом» 10–15 км. После этого система промывается.

Специальные составы

Отечественные автомобилисты в основном предпочитают промывать системы охлаждения составами LAVR.


Моющие составы LAVR отличаются хорошим качеством и демократичной ценой

Во-первых, найти их можно в любом магазине, а во-вторых, соотношение цены и качества у них оптимальное. Промывка осуществляется в соответствии с общей схемой и инструкцией, изложенной на упаковке средства.

Lavr нейтральная промывка систем охлаждения

Еще одно средство от отечественного производителя, которое отличается нейтральным составом –не содержит кислот, щелочей и используется для деликатной профилактической промывки систем охлаждения. Моющие компоненты препарата прекрасно удаляют накипь и жировые следы с отложениями из масла. Разрушенные компоненты поддерживаются во взвешенном состоянии и не скапливаются, что помогает полностью удалять их при сливе моющей композиции. При регулярном применении средства отмечается предотвращение образования накипи, коррозии и отсутствие разложения антифризов. Средство можно использовать в очистке радиаторов и печей с трубками малого диаметра.

Обзор некоторых марок

Wynn’s Cooling System Flush

Мощный бескислотный очиститель бельгийского производства. Помимо ржавчины и накипи растворяет масляные выделения, грязь, не воздействует на резиновые элементы и металлические детали. Наиболее эффективное действие оказывает при промывании застарелых отложений. Емкость баночки — 325 мл, цена — от 250 до 300 рублей.

Bardahl Cooling System Fast Flush

Французская быстродействующая промывка воздействует на разные виды образовавшихся остатков: окалину, продукты окисления, солеобразования и коллоидные составы. Ингредиенты промывающей жидкости разрыхляют отложенные образования путем разрушения молекулярных связей. Промывка рекомендуется для всех типов ОЖ: C, D, а также универсальных и специальных. Вместимость баллончика — 0,5 литра, стоит препарат около 450 рублей.

LIQUI MOLY Kuhler Reiniger

Этот очиститель системы охлаждения представляет на российском рынке германскую продукцию. Благодаря отсутствию агрессивных кислот и щелочей продукт не оказывает разрушительного воздействия на пластмассовые и резиновые элементы. Средняя цена баночки 0,3 литра — в районе 485 рублей.

Синтетическая промывка системыМягкая промывка сист