Масло в антифризе: причины и последствия

Причины появления антифриза в масле

Когда обнаружена проблема, следует разобраться, как антифриз попал в масло. Причин может быть несколько, и их следует устранить как можно быстрее, чтобы избежать нарушения работы.

Повреждение теплообменника

Во многих современных моделях с автоматической кор

Во многих современных моделях с автоматической коробкой передач используется теплообменник, который обеспечивает быстрый прогрев автомата или вариатора до рабочей температуры. Это решение продлевает срок службы коробки, позволяя ей быстро прогреваться в зимнее время.

Охлаждающая жидкость в теплообменнике отводит тепло, когда масло в коробке нагревается выше определенной температуры. Со временем охладительный контур может нарушиться и масло из АКПП попадает в антифриз. Такой вариант не относится к самым очевидным, поэтому его нередко упускают из вида.

Нарушение целостности прокладки ГБЦ

Это одна из самых распространенных ситуаций, когда антифриз оказывается в масле, признаки могут быть примерно одинаковыми, но причины разными. Поэтому следует разобраться в каждой из них отдельно:

  • Прогар прокладки при перегреве или длительной работе под высокими нагрузками. В результате этого соединяются смазочный и охлаждающий контуры, что и приводит к попаданию антифриза в масло и наоборот.
К сведению!

Чтобы антифриз пошел в масло, должны соединиться жидкостной и сливной смазочный контур. Но если пробой прокладки соединил контур ОЖ с каналом подачи смазки, идущей от насоса, то, наоборот, будет попадать масло в систему охлаждения из-за разницы давлений.

  • Деформация головки блока цилиндров из-за перегрева. Чаще всего верхняя часть делается из легкого металла с хорошей теплоотдачей, и любое превышение температуры может нарушить геометрию детали. А деформация плоскости приводит к нарушению герметичности каналов и смешиванию технических жидкостей.
  • Прокладка ГБЦ может начать разрушаться из-за естественного износа. Чаще всего это случается с двигателями, которым 10 лет и более. Паронит или композит начинает разрушаться, со временем каналы соединяются, что и приводит к попаданию масла в тосол (антифриз).

Причина зависит от возраста и конструкции машины, например, в ВАЗ 2106 и других старых машинах виной старая прокладка. Но в новых моделях все не так очевидно, поэтому поиск неисправности осложняется: проблемы возникают  и не из-за прокладки ГБЦ.

Попадание масла в контур системы охлаждения

Этот вариант чаще всего связан с неаккуратным пров

Этот вариант чаще всего связан с неаккуратным проведением ремонтных работ. В частности, при снятии ГБЦ значительная часть смазки может попасть в охлаждающую рубашку блока. После сборки и заливки ОЖ она смешается с маслом. В результате можно обнаружить эмульсию в антифризе.

Последствия зависят от количества попавшего масла. Если его немного, то особого ущерба не будет, хотя мелкие полости могут быть закупорены. Если же масла много, то эмульсии образуется намного больше, что приводит к ухудшению работы системы охлаждения. Это опасно перегревом двигателя. После проведения ремонтных работ следует немедленно провести промывку двигателя, чтобы исключить любые нарушения и не усугубить состояние рубашки охлаждения.

Трещина в ГБЦ или блоке цилиндров

Один из самых нежелательных вариантов развития событий. Чаще всего трещины появляются в менее прочной и более подверженной деформации головке блока. Главная причина их образования – напряжение металла и многочисленные перепады температур. Иногда повреждение может спровоцировать и перегрев.

Что касается трещин в блоке, то они встречаются намного реже в моделях с чугунным элементом. Но во многих новых авто и эта часть делается из легких сплавов, поэтому также подвержена повреждениям.

Обнаружить трещину можно только после разборки и дефектовки двигателя. Чаще всего кажется, что виновата прокладка, но в итоге обнаруживается более сложная проблема. Дело в том, что отремонтировать треснутую головку или блок невозможно, поэтому нужно заменять узел целиком, а это немалые затраты.

К сведению!

Масло в радиаторах охлаждения дизельных двигателей обнаруживается намного чаще. Это объясняется тем, что в дизельных моторах температурные перепады и рабочее давление в цилиндрах намного больше.

Последствия наличия масла в расширительном бачке laquo;Опеляraquo; и других авто

Специалисты не рекомендуют использовать двигатель с такой эмульсией в расширительном бачке. К каким это может привести последствиям? В первую очередь, из-за смешивания масла и антифриза существенно загрязняется масляный фильтр. Затем изнашивается водяной насос. Но что самое страшное – не обеспечивается должная смазка кривошипно-шатунного механизма. Если и дальше игнорировать возникшую проблему, то это приведет не только к существенной выработке цилиндров, вкладышей, но и к заклиниванию двигателя.

При смешивании тосола с маслом, происходит негативная реакция между присадками, что есть в обеих жидкостях. Это не только снижает их эксплуатационные характеристики, но и провоцирует коррозию металлических деталей ДВС. Детали двигателя испытывают повышенную нагрузку. Также это касается и подшипников.

Особенно страшна эмульсия в расширительном бачке д

Особенно страшна эмульсия в расширительном бачке дизельного двигателя. В данной ситуации есть риск быстрой коррозии стенок цилиндров. Во время, когда двигатель выключен, часть антифриза может проникнуть в камеру сгорания. Кроме того, есть риск образования сажи в масле из-за конфликта присадок. Различные отложения забивают масляные каналы. Двигатель испытывает «масляное голодание».

Поломка охладителя масла

Система охлаждения масла необходима автомобилю, чтобы поддерживать смазку в комфортном для работы машины температурном режиме. Если повреждаются трубки маслоохладителя и происходит разгерметизация этой системы, масло постепенно начинает попадать в охлаждающую жидкость. Первый сигнал к тому, что проблема вашей поломки именно в маслоохладителе, это появление масла с пузырьками в охлаждающей жидкости.

В этом случае необходимо снять с маслоохладителя патрубки, промыть их и соединить между собой. Полностью очистить нужно и расширительный бак системы. После этих манипуляций жидкость заливается заново. Спустя небольшой промежуток времени после повторного запуска автомобиля нужно проверить, исчезла проблема или нет. Если да, то ремонт вам обойдется несколько дешевле, так как придется заняться исключительно охладителем.

Бачок с охлаждающий жидкостью запачкан смазкой

Бачок с охлаждающий жидкостью запачкан смазкой

Сняв охладительную систему, следует основательно проверить все трубки и при наличии трещин заварить их. Эту часть работы следует доверить профессионалам. Некачественный ремонт, в итоге, обойдется вам еще дороже. Чаще всего в места образования трещин маслоохладителя просто вставляют соответствующего диаметра медные трубки.

Порой масло попадает в тосол по вине сотрудников СТО. Если подобная неприятность была обнаружена вами после посещения станции, стоит проверить, не подлили ли в охлаждающую систему вашего автомобиля моторное масло. Для этого жидкость из маслоохладителя полностью сливается, а сама система основательно промывается. В финальной части работы вам просто нужно залить в двигатель новый антифриз.

Обязательно учтите, что у легковых автомобилей фильтр теплообменника масляный. При диагностированной неисправности рассматриваемого контура двигателя обязательно нужно заменить и фильтр.

Как смазка попадает в антифриз (тосол)?

Система охлаждения силового агрегата представляет собой сеть каналов, проходящих через блок и головку цилиндров. Она герметична и потому работает под давлением, возникающим в результате нагрева и расширения жидкости. Система смазки имеет похожее строение, только каналы более узкие, а давление создает масляный насос.

Существует всего 3 причины, по которым происходит смешивание двух разных жидкостей:

  1. Прокладка между головкой и блоком цилиндров – слабое место любого мотора. Когда в ней возникает мельчайшая трещина, жидкость с более высоким давлением проникает в «чужую» систему. Как правило, масло поступает в антифриз, потому что масляный насос «давит» сильнее, нежели помпа. Хотя случается и взаимное проникновение.
  2. В автомобилях с мощными и более сложными двигателями присутствует элемент охлаждения моторной смазки – масляный радиатор. В нем тоже случается перемешивание тосола с маслом в результате пробоя прокладки.
  3. Трещины в металле самой ГБЦ.

Теперь о том, почему нарушается целостность прокладок. Главный враг любого мотора и дополнительных элементов – это перегрев. От воздействия высокой температуры алюминиевая головка цилиндров либо корпус масляного теплообменника деформируется. Но поскольку деталь прочно удерживается болтами, происходит продольное расширение металла, вытягивающее за собой прокладку. В последней возникают трещины, куда и проникает смазочный материал.

Случается и обратная ситуация: в двигатель затекае

Случается и обратная ситуация: в двигатель затекает антифриз и разжижает масло в картере. Причина – неисправность клапана сброса давления, установленного в пробке расширительного бачка. Тогда сквозь трещины проникает тосол, поскольку его напор больше.

Как определить антифриз в масле

Масло в антифризе

Масло в антифризе

Как уже было сказано выше, большинство автомобилистов обнаруживает, что в антифриз попало масло, тогда, когда проверяют уровень охлаждающей жидкости. Однако есть и другие симптомы того, что такое непозволительное смешение произошло. Одним из них является то, что при сливе антифриза последние несколько его миллилитров оказываются слишком темными, они имеют более густую консистенцию и их не так уж и просто слить из бачка. Дело в том, что поскольку масло и тосол имеют различные показатели вязкости и плотности, то они не смешиваются друг с другом. Смазочная жидкость легче, она всплывает наверх и поэтому вытекает последней.

Еще одним признаком того, что в антифризе находится смазка, является то, что он становится горючим. Проверить это очень просто: нужно промокнуть в антифриз обычную бумажную салфетку и попробовать ее поджечь. Если это удалось, то в антифриз попало масло, поскольку сам по себе он не горит. Само собой разумеется, что, проводя такой эксперимент, нужно отойти от машины на значительное расстояние.

Довольно часто то, что в антифриз попало масло, можно определить и по состоянию масляного фильтра. Он быстрее, чем обычно, выходит из строя, снижается его пропускная способность, и автомобиль начинает испытывать «масляный голод». Дело в том, что при попадании антифриза в масло образуются достаточно плотные мелкие шарики, которые «забивают» фильтр. 

О чем это говорит? Причины

На исправном автомобиле такая проблема практически не возникает (почему именно практически, рассмотрим чуть позже). Наличие масла в расширительном бачке охлаждающей жидкости может говорить о серьезных неисправностях. Среди них:

  • Трещина в головке цилиндров.
  • Трещина в блоке цилиндров.
  • Поведение гильз блока.
  • Плохая герметичность масляного радиатора.
  • Пробой прокладки головки блока цилиндров.

Может ли образовываться эмульсия на исправном автомобиле? Как показывает практика, такое явление действительно может быть, но очень редко. Виной тому является конденсат, который образуется вследствие частых коротких поездок на непрогретом двигателе. Эмульсия – это явление сезонное, и это не значит, что в моторе случилась серьезная неисправность.

Однако в большинстве случаев масло в расширительном бачке охлаждающей жидкости свидетельствует о проблемах с блоком, головкой либо с масляным радиатором.

Чем опасна неисправность?

Любое попадание антифриза в масло и наоборот крайне нежелательно, так как нарушается нормальная работа двигателя. Последствия могут быть самыми разными, самые распространенные их них:

  1. При попадании охлаждающей жидкости в масло в первую очередь забивается масляный фильтр. Из-за этого существенно снижается его пропускная способность. Смазка не только очищается намного хуже, но и плохо смазывает узлы. А опасность масляного голодания известна всем – усиленный износ деталей двигателя и существенное уменьшение срока службы.
  2. При смешивании двух видов технических жидкостей начинается бурная химическая реакция. Из-за нее активизируются коррозионные процессы в полостях мотора, что может привести к очень серьезным последствиям, вплоть до замены силового агрегата.
  3. Забиваются мелкие полости как в смазочном контуре, так и в системе охлаждения. Это ухудшает работу двигателя в целом, так как антифриз теряет свои свойства, а масло не может обеспечить качественную смазку.
  4. Уровень антифриза может существенно упасть, что ухудшит охлаждение и спровоцирует перегрев.
  5. Из-за нехватки смазки на поршнях могут образоваться задиры, а это сложный и дорогостоящий ремонт.

Могут быть и другие проблемы, вариантов огромное количество. Все зависит от особенностей конструкции двигателя. Важно вовремя среагировать на неисправность, ездить при этом крайне нежелательно. Стоит хотя бы раз в неделю проводить профилактический осмотр.

Как определить, попадает ли масло в расширительный бачок или нет?

Как говорилось ранее, на наличие масла в расширительном бачке указывает грязная горловина емкости и изменение структуры, запаха и цвета антифриза. Но это не основные симптомы поломки. Определить ее можно и по следующим факторам:

  • во время слива охлаждающей жидкости ее состояние не вызывает сомнений, однако по окончании процедуры из системы начинает вытекать жижа темного цвета, обладающая резким запахом;
  • внутри расширительного бачка может начать оседать сажа;
  • уровень антифриза быстро снижается.

Есть еще один своеобразный способ узнать, появилось ли в охладителе масло. Для этого возьмите небольшой кусочек чистой ткани, обмакните ее в антифризе, залитом в расширительный бачок, и попробуйте поджечь. Не горит? Значит, в системе присутствует только хладагент. При возникновении даже маленького огонька можете быть уверены – масло попало в систему охлаждения.

Замена прокладки при устранении протечки

Для устранения протечки моторного масла в охлаждающую жидкость автомобиля из-за изношенной прокладки нужно поставить новую. Для процедуры замены понадобится дистиллированная вода, новая прокладка, новая охлаждающая жидкость.

Сначала следует промыть конструкцию специальной очистительной жидкостью. Для этого нужно налить в охлаждающую структуру автомобиля очистительную жидкость, включить двигатель на такое время, которое понадобится для начала работы вентилятора. Затем необходимо опустошить систему, слив из нее использованный антифриз. Антифриз сливается через отверстие, находящееся за заглушками двигателя или радиатора.

Проводится разборка маслоохладителя на составляющие элементы. При этом автолюбителю следует руководствоваться серверным описанием к транспортному средству, так как порядок разборки зависит от конкретного автомобиля. После разборки, всю систему нужно тщательно вычистить и провести замену изношенных прокладок на новые. Прокладки следует приобретать к конкретному автомобилю.

Опасна ли поломка?

Любой неисправности в автомобиле, пусть даже самой незначительной, следует уделять отдельное внимание, потому что она может спровоцировать появление более серьезной поломки. Игнорирование факта смешивания смазочной и охлаждающей жидкостей не сулит ничего приятного: за короткий промежуток времени внутри мотора активируются коррозийные процессы, снизится пропускная способность масляного фильтра.

Именно масляный фильтр первым примет на себя «удар несчастья», но если вовремя заметить масло в расширительном бачке, то можно обойтись малыми жертвами. При замене охлаждающей жидкости и промывке системы рекомендуется обращаться в автомастерские.

Масляный фильтр
Масляный фильтр

Во-первых, они без труда отыщут причину протечки, во-вторых, произведут действительно качественную очистку каналов охлаждения. Если вы решили сэкономить и провести процедуру самостоятельно, то имейте в виду: неполное вымывание масла из расширительного бачка продолжит засорение. Причем в ускоренном ритме.

Как показывает практика, более 30 процентов случаев, связанных с отказом двигательной системы, вызывает подобная проблема. Из-за взаимодействия химических элементов, входящих в состав смазочного материала и охладителя, возникает бурная химическая реакция, которая разъедает даже металлические детали. В результате, из строя выходит сразу две системы.

Как предупредить возникновение неисправности?

Избежать поломки можно, если учитывать советы и рекомендации по использованию антифриза. Самым первым правилом является то, что категорически нельзя доливать антифриз в бак, если он с уже использованным составом не совместим. Обязательно нужно выполнить все рекомендации производителя, в отношении используемых материалов.

Мастера советуют регулярно производить работы по о

Мастера советуют регулярно производить работы по обслуживанию автомобиля. Нужно внимательно следить, как себя ведет машина, какие появляются симптомы. Когда возникли признаки, указывающие на нарушение, необходимо не продолжать ездить на машине, а приступать к ремонту.

Поскольку ремонт может потребоваться достаточно серьезный, лучше сразу обращаться к знающим людям. Специалисты быстро отыщут протечку и смогут определить причины. Ремонт мастера тоже смогут произвести более качественно. В СТО есть нужное оборудование, и помещение для ремонтных работ подходит.

Устранение неполадок

Некоторые неполадки можно устранить самостоятельно. Если масло в антифризе появилось из-за проблем с прокладкой масляного охладителя, то её замена проводится следующим образом:

  1. Промывка системы охлаждения. Добавляют в радиатор специальную жидкость и запускают мотор. После его работы на протяжении 5–10 минут включится вентилятор, это укажет, что двигатель прогрет, после чего его глушат.
    Систему охлаждения промывают специальной жидкостью
    Систему охлаждения промывают специальной жидкостью
  2. Слив отработанной жидкости. Откручивают пробку на радиаторе и сливают жидкость в подготовленную ёмкость.
    С системы охлаждения сливают отработанный антифриз
    С системы охлаждения сливают отработанный антифриз
  3. Демонтаж маслоохладителя. На разных авто последовательность работ будет отличаться, поэтому выполняется в соответствии с конструкцией автомобиля.
  4. Разборка и очистка маслоохладителя. Удаляют изношенные прокладки и устанавливают новые.
    Снимают маслоохладитель, чистят его от отложений и
    Снимают маслоохладитель, чистят его от отложений и устанавливают новые прокладки
  5. Промывка и очистка расширительного бачка.
  6. Установка бачка и маслоохладителя. Снятые детали устанавливают на место.
  7. Повторная промывка. Делают это при помощи дистиллированной воды. Её заливают в систему охлаждения, прогревают двигатель и сливают. Выполняют процедуру несколько раз, пока не будет сливаться чистая вода.
    После замены прокладок маслоохладителя промывают д
    После замены прокладок маслоохладителя промывают двигатель дистиллированной водой
  8. Заливка охлаждающей жидкости. После этого надо удалить образовавшиеся пробки. Заводится мотор и один человек должен нажимать на акселератор, чтобы увеличивать обороты двигателя, а второй в это время сжимать патрубок системы охлаждения. Крышка расширительного бачка должна быть закрыта. После этого крышку открывают и выпускают лишний воздух.
    При удалении пробок крышка расширительного бачка д
    При удалении пробок крышка расширительного бачка должна быть закрыта, а затем ее открывают и выпускают лишний воздух

Обратите внимание

Если из-за эмульсии были забиты масляные каналы, нужно произвести не только промывку системы охлаждения, но и самого двигателя. Если этого не сделать, часть сажи забьется в новый масляный фильтр.

Заключение

Заключение

Теперь мы знаем, почему в расширительный бачок масло попадает. Присутствие его в антифризе – это порой очень серьезный признак. Нужно незамедлительно решать возникшую проблему. В противном случае, дальнейшая эксплуатация ДВС грозит сильной выработке и коррозии ответственных частей. После выполнения ремонтных операций обязательно выполняется промывка. Меняется антифриз, масло и масляный фильтр.