Классификация АЗС, термины и опредления

АЗС общего пользования и ведомственные

На АЗС общего пользования осуществляется заправка автомобилей всех видов собственности. Расчет за отпущенное топливо – наличным или безналичным расчетом. Такие объекты обычно строят в местах интенсивного автомобильного движения.

Деятельность ведомственных топливораздаточных пунктов ограничивается обслуживанием транспорта определенного предприятия (или их группы). Отпущенное топливо учитывается по каждому потребителю. Располагаются ведомственные автозаправки на территории компании, транспорт которой они обслуживают. При устройстве топливораздаточных пунктов обычно используются индивидуальные возможности предприятий, на которых они располагаются.

К станциям общего пользования и ведомственным АЗС предъявляются общие требования по безопасному и удобному обслуживанию ТС.

Королева… бензоколонка

В России первые автозаправочные станции появились в 1911 году. В крупных городах работало около 440 механических колонок, которые были созданы после подписания договора между «Императорским автомобильным обществом» и товариществом «Бр. Нобель».

Развитие сети АЗС напрямую связано с развитием транспорта. В довоенные годы в СССР автомобилей было не так много, и, как правило, они принадлежали государству. Однако активно развиваться автозаправочные станции начали только после Великой Отечественной войны, когда частный автопарк значительно увеличился за счет трофейных машин, а после — благодаря становлению отечественного автопрома: выпуска «Победы», «Волги», «Москвича». Несмотря на то, что сеть АЗС была слабо развитой, она вполне удовлетворяла спрос немногочисленного парка советских автомобилей.

В 60-х годах отечественная нефтеперерабатывающая промышленность выпускала бензины с октановыми числами 66, 72 и 76, а также дизельное топливо. Топливно-раздаточные колонки на АЗС были в основном советского производства, небольшое количество импортировали из братской Чехословакии. Наличного расчета на АЗС в СССР не было — топливо отпускалось только по специальным талонам: отдельно для государственного и частного транспорта. Частники покупали талоны в магазинах, а госпредприятия получали их по разнарядке.

Активно развиваться автозаправочные станции в СССР
Активно развиваться автозаправочные станции в СССР начали только после Великой Отечественной войны. Фото: bigpicture.ru

Также существовали специальные талоны для машин, которые приезжали в Советский Союз из-за рубежа, и им был необходим 95-й бензин. Такую марку бензина можно было найти только в специализированных АЗС.

Настоящий же заправочный бум в СССР начался после выпуска народного автомобиля «Жигули», который заправляли бензином АИ-92. Уже к середине 1970-х годов на большинстве АЗС стал появляться широкий ассортимент топлива. На заправках отпускали даже 95-й бензин. Как правило, на нем ездили «иномарки».

Перед Олимпиадой-80 многие автозаправочные станции в крупных городах уже представляли собой автозаправки, похожие на современные АЗС, оснащенные кафе и магазинами. Тогда на некоторых заправках можно было рассчитаться за наличные деньги. Полностью же талоны отменили только во времена «перестройки».

В начале 90-х появляются первые частные заправки, которые часто строили без проектной документации, соблюдения требований по архитектуре и дизайну. Заправки возникали стихийно и также быстро закрывались из-за отсутствия клиентов.

Топливохранилище

Резервуары под топливо могут быть наземными или подземными. Их изготавливают из стали и чаще всего делают двухслойными для безопасности. Обычно емкости для хранения топлива не превышают 50 кубометров, но есть емкости объемом более 200 кубометров, такие хранилища считаются уже мини-нефтебазами, к которым применяются свои требования.

Уровень топлива в самой емкости замеряется метроштоком. Замер уровня топлива проводится не только при сливе топлива, но и при пересменке операторов.

Свой бизнес или франшиза

На российском рынке сегодня можно встретить несколько видов организации бизнеса АЗС. Это крупные международные сети, российские сети и независимые предприниматели. Эксперты говорят о том, что организация топливного бизнеса по франшизе известного бренда может принести гораздо больший доход, нежели независимый бизнес.

Франчайзинг обеспечивает готовый маркетинговый план, расчеты на открытие, готовых проверенных поставщиков топлива, дизайн станций и другую информационную поддержку бизнеса. Прежде всего, здесь стоит обратить внимание на то, то при таком варианте вы будете уверены в качестве поставляемого топлива.

Ведь владельцы бренда заботятся о своем имени и тщательно проверяют поставщиков. Поставщики же, в свою очередь, заинтересованы в крупных оптовиках.  Независимые, особенно начинающие, предприниматели рискуют, прежде всего, попасть на недобросовестных поставщиков топлива, что негативно скажется на развитии бизнеса.

Как перевести всех сотрудников на удаленную работу

Модульная автозаправочная станция, или МАЗС

МАЗС – наиболее популярный вариант мобильной автозаправочной станции, сочетающий высокую функциональность, присущую традиционным АЗС, и доступную стоимость. Модульное исполнение АЗС предоставляет возможность создания заправочных комплексов любой конфигурации, отвечающей предъявляемым эксплуатационным требованиям.

Основными преимуществами МАЗС считают:Конструктивное исполнение МАЗС характеризуется разнесением контейнера-хранилища и топливораздаточных колонок, выполненных в виде единого заводского изделия. Производители предлагают модульные заправки, рассчитанные на несколько (до четырех включительно) видов жидкого моторного топлива.

Основными преимуществами МАЗС считают:

  • отсутствие привязки к земле, что, в свою очередь, освобождает от подготовки территории для размещения;
  • быстрый ввод в эксплуатацию, обусловленный высокой степенью заводской готовности;
  • наличие двух вариантов исполнения (сокращенный и расширенный);
  • позиционирование в качестве мобильной емкости избавляет от необходимости согласований;
  • высокий уровень безопасности (двустенные резервуары) и экологическая надежность;
  • простота обслуживания, обуславливающая минимум штатного персонала.

Технологии безопасности

Современные АЗС — это высокотехнологичные объекты, на которых тщательно соблюдают нормы промышленной и экологической безопасности. С помощью специального оборудования здесь контролируется качество воздуха, состояние почвы, уровень шума. Станции оснащены автоматическими системами пожарной сигнализации и пожаротушения, очистными сооружениями, двустенными герметичными резервуарами, не допускающими попадания нефтепродуктов в грунт.

Для защиты от статического электричества все устройства на АЗС, в том числе бензовозы, заземляются. В свою очередь, безопасности резервуаров с нефтепродуктами уделяется отдельное внимание. На случай возможного возгорания выходящих из них взрывоопасных газовых смесей на резервуары устанавливаются специальные огнепреградители, которые не допускают проникновение пламени внутрь. Сами подземные хранилища делаются из специальных сплавов, устойчивых к воздействию углеводородных смесей, с гарантией срока службы до пятидесяти лет. Раз в два года обязательно проводится зачистка резервуаров для обеспечения качества нефтепродуктов и контроля состояния самих хранилищ: топливо полностью сливается, из емкости удаляются частички грязи, специалисты внимательно осматривают внутренние стенки в поисках физических повреждений.

Во время нормальной подачи топлива (1) через Во время нормальной подачи топлива (1) через небольшую трубку (2) в пистолет поступает воздух. Как только топливо в баке доходит до уровня заливной трубки, оно перекрывает доступ воздуха, давление в системе защиты резко падает, мембрана (3) поднимается и запускает пружину отсечки (4). Подача топлива прекращается.

Каждый резервуар имеет табличку, на которую наносится номер, информация о марке нефтепродукта, базовой и предельной высоте наполнения. Также каждые пять лет проводится градуировка емкости, в ходе которой составляется таблица, определяющая зависимость вместимости резервуара от уровня его наполнения.

Современные хранилища оснащены датчиками, которые в реальном времени передают на пульт оператора информацию о количестве топлива, его температуре и сигнализируют в случае каких-либо ЧП, например утечки топлива. Резервуары оснащены «дыхательными» клапанами для регулирования давления паров нефтепродуктов в емкости в процессе закачки или выкачки нефтепродуктов, а также при колебании температуры.

Казенная дорога

Одновременно с прокладкой первых дорожных сетей в Древнем мире на них стали появляться перевалочные пункты, где путешественники могли не только отдохнуть, но также накормить животных, на которых передвигались. Переводя на язык современности, заправить свой транспорт. На территории России разветвленная система дорог с почтовыми станциями впервые появилась во времена Золотой Орды в XIII веке. Отдельный перевалочный пункт назывался «ям» (отсюда русское слово «ямщик»). Ямы устанавливались каждые 45–50 км, что примерно соответствовало дневному переходу на повозке. После распада Золотой Орды ямская система была перенята Московским княжеством, а затем развита и усовершенствована в Российской империи.

Советы начинающим предпринимателям

ННаталья, владелица АЗС Владея АЗС более двух лет, могу дать несколько советов из личного опыта: Не начинайте это бизнес, если у вас нет денег на непредвиденные расходы, а их здесь очень много. Никогда не переводите деньги поставщику топлива заранее (особенно если это у вас единственные деньги). Форс мажор никто не отменял, поломка машины, стоит в очереди несколько дней на погрузку, а у вас нет бензина в резерве для работы АЗС. Имейте несколько надежных поставщиков. Поставщики тоже люди. Поэтому с ними можно договориться о рассрочке оплаты топлива.

ВВладимир, владелец АГЗС «Фаворит» Прежде чем открывать свою АГЗС, советую съездить к собственникам и пообщаться с ними. Вникнуть во всю кухню. Почитать в интернете. Хорошо подумать и посчитать, имеет ли смысл вкладывать туда деньги или нет, может лучше стоит заняться другим делом.

Кислородные коктейли как бизнес - отзыв владельца

Насколько выгодно открывать газовую заправочную станцию

Своим опытом поделился с редакцией «Франшизы Партнеркин»

Во сколько обошлось открытие АГЗС?

ВВладимир, владелец АГЗС «Фаворит» Покупка самой станция 1.35 млн. рублей, 250 тыс. рублей программное обеспечение управления станцией и 550 тыс. рублей это оформление всех разрешительных документов для допуска ее в работу.

Метрошток

Топливный резервуар поделен на секции для разных видов топлива. При этом специальное оборудование постоянно контролирует качество топлива и при каких-либо отклонениях просто не даст операторам заправлять его в автомобили.

Разновидности АЗС

Самым распространенным видом следует признать АЗС, реализующие одновременно как автобензины, так и дизельное топливо. Реже встречаются автомобильные газозаправочные станции (АГЗС), где происходит заправка сжиженным углеводородным газом (смесь пропан-бутановая), и автомобильные газонаполнительные компрессорные станции (АГНКС), где происходит заправка сжатым природным газом (метаном).

Делятся заправки и по своим конструктивным особенностям. Так, контейнерная автозаправочная станция (КАЗС) имеет наземное расположение резервуаров, а топливораздаточные колонки смонтированы с контейнерами для топлива как единое заводское изделие. Такие АЗС, как правило, временные — их устанавливают, например, при строительстве крупных объектов. Подобным образом чаще всего используются и модульные автозаправочные станции (МАЗС). От контейнерных их отличает возможность размещать топливозаправочные колонки как рядом с резервуаром с топливом, так и на некотором расстоянии от него. Мало того, ТРК могут быть разнесены на различное расстояние друг от друга и могут быть абсолютно любых габаритов, благодаря чему на модульных АЗС можно производить заправку практически любой техники — от легкового до железнодорожного транспорта.

Наконец, блочная станция — наиболее привычный нам тип стационарной АЗС, у которой контейнеры с разными видами горючего расположены под землей, а на поверхности находятся несколько топливораздаточных колонок. Отдельный подтип — автоматическая АЗС, которая работает без персонала под контролем удаленного оператора.

Устройство топливораздаточной колонки

Есть два основных типа топливораздаточных колонок: по принципу «одна колонка — один вид топлива», или «одна точка — все марки бензина и дизельное топливо». На современных АЗС второй вариант встречается чаще. В системах подачи топлива насос располагается либо внутри колонки, либо внутри резервуара с нефтепродуктами (этот вариант более экономичен). Насосный блок в современных топливораздаточных колонках оборудован системой рекуперации паров, которая исключает возможность попадания паров нефтепродуктов в воздух. Топливораздаточные пистолеты оснащены автоматическим отсекателем — устройством, которое прекращает отпуск топлива в случае наполнения бензобака — для предотвращения перелива нефтепродуктов. Перед заправкой оператор задает требуемый объем бензина на дистанционном устройстве, и при снятии раздаточного крана автоматически включается насос, который подает топливо в измеритель объема, после чего отмеренное топливо поступает через раздаточный кран в бак автомобиля. Доступ к программному обеспечению ТРК у персонала станций отсутствует. Все колонки в обязательном порядке пломбируются государственными поверителями и ежемесячно проверяются сервисной организацией на точность выдачи топлива.

Газовые АЗС, или автомобильные газонаполнительные компрессорные станции (АГНКС)

Главное отличие АГНКС от газовых АЗС обычного типаФункциональное назначение АГНКС заключается в организации заправки транспортных средств альтернативным топливом, в качестве которого используют компримированный (сжатый до жидкого состояния) природный газ.

Главное отличие АГНКС от газовых АЗС обычного типа, осуществляющих исключительно реализацию моторного топлива, заключается в комплексной обработке, поступающего по газопроводу природного газа.

Технологический процесс обработки состоит из следующих операций:

  • Очистка сырьевого газа от механических примесей и капельной жидкости посредством системы фильтров и сепараторов.
  • Коммерческий замер объема газа.
  • Многоступенчатое сжатие (компримирование) газа до 25,0 МПа, сопровождающееся обязательной процедурой охлаждения компрессорных установок после каждой ступени.
  • Осушка газа в специальном блоке.
  • Аккумулирование в емкостях-хранилищах (P=25,0 МПа).
  • Подача в газозаправочные колонки для реализации под давлением 20,0 МПа.

Современная сеть формируется из АГНКС нескольких основных типоразмеров (за единицу измерения принята производительность станции, выраженная в условных заправках в течение суток):

— стационарные – 500;

— блочно-контейнерные – 250;

— модульные блочно-контейнерные – 125;

— гаражные – 75.