Двигатели МАЗ: модельный ряд, особенности, история

Эволюция дизельных двигателей ЯМЗ

Основой модельного ряда Ярославского моторного завода стал шестицилиндровый двигатель ЯМЗ серии ЯМЗ-236. За счет добавления количества цилиндров созданы восьми цилиндровая ЯМЗ-238 и двенадцати цилиндровая ЯМЗ-240 серии. В сериях ЯМЗ-236, ЯМЗ-238 и ЯМЗ-240 имеются как простейшие атмосферные модификации дизеля, так и модели с турбонаддувом. Во всех остальных сериях находятся исключительно турбированные двигатели ЯМЗ.

В дальнейшем, для улучшения экологических показателей дизельных двигателей ЯМЗ, за счет вносимых конструктивных изменений, созданы: серия ЯМЗ-7601 на базе серии ЯМЗ-236 и серия ЯМЗ-7511 на базе серии ЯМЗ-238. В свою очередь серия моторов ЯМЗ-7601 послужила базой для создания наиболее современной серии ЯМЗ-656, а серия ЯМЗ-7511 стала базой для серии ЯМЗ-658.

Для увеличения мощности силовых агрегатов разработаны более тяжелые двенадцати цилиндровые двигатели ЯМЗ серий ЯМЗ-840 и ЯМЗ-850.

Обособленно стоят рядные модели. Это тяжелый шестицилиндровый дизель серий ЯМЗ-650 и средние дизели: четырехцилиндровая серия ЯМЗ-534 и шестицилиндровая ЯМЗ-536. Разработан и испытан, но еще не запущен в серию принципиально новый двигатель ЯМЗ-770 и его модификация ЯМЗ-780. Данным перспективным моторам прочат большое будущее, как в промышленности, так и в составе военной техники.

Замена двигателя

Для того чтобы заменить мотор, необходимо сделать следующее:

  1. Установить автомобиль на специальный стенд.
  2. Отвернуть крепежные болты и гайки с корпуса механизма.
  3. Демонтировать коробку передач вместе с картером сцепного устройства.
  4. Отвернуть крепежные элементы с кожуха и снять нажимной диск.
  5. Вытащить ведомый диск.
  6. Демонтировать средний ведущий и передний ведомый диск сцепного устройства.
  7. Расшплинтовать болты стартера.
  8. Демонтировать стартер, генераторную установку, компрессор пневматических тормозов.
  9. Снять крыльчатку вентилятора.
  10. Убрать воздушный фильтрующий элемент.
  11. Убрать 4 болта с заглушки.
  12. Установить новый двигатель.
  13. Провести сборку элементов, выполнив все действия в обратном порядке.

Техобслуживание в период действия гарантийных обязательств

После покупки авто, постановки его на учет в ГАИ, владелец заключает договор с СТО о техническом обслуживании на время гарантийного срока. Если в регионе эксплуатации машины отсутствуют специализированные станции, то покупатель сообщает в отдел сервиса и сбыта МАЗ о лицензированных транспортных организациях, выполняющих ремонт. Дирекция завода изготовителя дает письменное разрешение на заключение договора с этой фирмой, а все выполненные процедуры обслуживания регистрируются в сервисной книжке. Если таких отметок не ставить, то предприятие ответственности не несет.

Обороты двигателя не регулируются — МАЗ

Повезло и с новыми заявками. Первой бригаде достался выезд на заявку МАЗ с неработающей педалью газа. Диагностика определила — неисправен жгут мотора. Белорусские умельцы на заводе поленились кинуть на автомобиль жгут специальный укороченного размера для тягачей коротышей и поставили жгут от длинномера, привязав излишек восьмеркой у двигателя и бросив его мотыляться практически по полу. При вскрытии жгута обнаружился обрыв и короткое замыкание. Причем последнее появилось от растаявшего снега и набирании воды в гофре жгута. Долго не думая — исправляем. Владелец — бывший фотокорреспондент удивился мастерству и скорости выполнения работы. Работа была оплачена — владелец доволен.

«>

Ремонт двигателя

Ремонт двигателя МАЗ, особенно серии ЯМЗ-236/238 достаточно типичный для дизеля и турбодизеля. Конечно, рекомендуется проводить такие операции у профессионалов на автосервисе по ремонту грузовых автомобилей. Это связано с тем, что для ремонта блока и головки требуется специальное оборудование.

Чтобы отремонтировать ТНВД потребуются специальные знания и умения, а также специнструментарий, который лежит не у каждого водителя в кабине. Что касается коленчатого вала, то он выдерживает до трёх ремонтов, а потом, как показывает практика, его, приходится менять.

  Такие детали, как водяной насос, масляный фильтр

Такие детали, как водяной насос, масляный фильтр, масло двигателя, топливный фильтрующий элемент и прочее, водители меняют самостоятельно без особых проблем.

Модельный ряд

В конце 50-х годов на смену двигателям ЯАЗ пришёл легендарный ЯМЗ 236 и ЯМЗ 238, которыми комплектовались грузовые автомобили МАЗ до недавнего времени. Двигатели отличались достаточно большой мощностью, и в то же время были простые в обслуживании и ремонте. Мазовским силовым агрегатом, также снабжались и другие грузовики, такие как КрАЗ и тракторы серии К-700.

Позже, на автомобили МАЗ стали устанавливать Мерсе

Позже, на автомобили МАЗ стали устанавливать Мерседесовские двигатели. Но, потом было решено отказаться, поскольку ремонт двигателей обходился достаточно дорого, а цена транспортных средств значительно выросла. Руководство завода решило оставить двигатели Мерседес для установки на автобусную линейку.

Тем более что с 2011 года ЯМЗ стали поставлять новую линейку модернизированных силовых агрегатов 530 серии, в которую вошли ЯМЗ-534 и ЯМЗ-536. В то же время Ярославль отказался от выпуска 8-цилиндрового движка, и вместо него стали выпуска 4-х цилиндровый с меньшим объёмом

Обслуживание

Обслужить двигатель ЯМЗ-238 (технические характеристики которого имеют высокие результаты) довольно легко и просто. Так, регулярная замена масла и фильтров позволит не только выработать полный рабочий ресурс, но и в отдельных случаях превзойти его. Рассмотрим, что же нужно менять при регулярном ТО:

  • Масло в объеме 25 литров. Именно столько заливается в этот мотор. Кстати, этому дизелю идеально подходят такие смазочные жидкости, как М10Г2К и М10ДМ.
  • Масляный фильтр. В зависимости от конструкции и модификации он может быть разных размеров и типа.
  • Топливные фильтры, которые заменить нужно обязательно, поскольку качество отечественного топлива оставляет желать лучшего.
  • Ремонтные комплекты грубой и тонкой очистки топлива.

В отдельных случаях требуется читка форсунок и топливного насоса высокого давления.

Капитальный ремонт

Порядок действий во время проведения капитального ремонта двигателя:

  1. Установить транспорт на специальный стенд.
  2. Демонтировать силовой агрегат.
  3. Промыть мотор.
  4. Провести внешний осмотр механизма на наличие трещин на блоке цилиндрических элементов, увеличение зазора между клапанами, на биение коленчатого вала.
  5. Измерить правильность геометрии трущихся поверхностей.
  6. Устранить все трещины.
  7. Провести реставрацию втулок направляющего типа.
  8. Отшлифовать поверхность механизма.
  9. Проверить герметичность клапанов.
  10. Заменить маслосъемные колпаки.
  11. Отшлифовать коленчатый вал под ремонтный размер вкладыша.
  12. Заменить поршневые кольца, сальники и прокладки.
  13. Залить свежее масло.

Где находится номер двигателя

Иногда перед владельцем автомобиля возникает вопрос, где находится номер двигателя автомобиля. Его можно найти, просмотрев техническую документацию. При выпуске транспортного средства, заводом изготовителем предоставляется пакет документов. Сюда входит эксплуатационное руководство, где указываются эти данные. Также его можно найти на самом двигателе.

Место, где можно посмотреть цифровую комбинацию, должен знать каждый владелец автомобиля. В случае остановки работниками ГИБДД, они смогли сверить ее с данными, указанными в техническом паспорте.

Покупая транспорт на вторичном рынке, зная, где находится номер, можно обезопасить себя от разных неловких ситуаций, когда могут продать угнанный автомобиль.

Какими двигателями комплектуются МАЗы

Устройство двигателя включает в себя следующие элементы:

  • распредвал;
  • крышка клапанов;
  • клапан выпускного типа;
  • выхлопное отверстие;
  • головка цилиндрического элемента;
  • система охлаждения двигателя МАЗ и полость для охлаждающей жидкости;
  • блок силового агрегата;
  • маслосборник;
  • свеча зажигания;
  • клапан впускного типа;
  • впускное отверстие;
  • поршневая часть;
  • подшипник шатуна;
  • коленчатый вал;
  • поршневые кольца;
  • крепежные гайки и болты.

В зависимости от модификации транспортного средства устанавливают следующие двигатели:

  • Дойц (Deutz);
  • Каменс (Cummins);
  • ЯМЗ;
  • Рено;
  • Мерседес;
  • МАН.

Каждый мотор отличается по техническим характеристикам.

ЯМЗ

Двигатель ЯМЗ-238 выпускается Ярославским автозаводом.

Технические показатели данной модели:

Тип используемого топливаДизель
Рабочий объем15 л
Количество цилиндров8
Расположение цилиндрических элементовV-образное
Число клапанов16
Экологический стандартЕвро-4
Диаметр цилиндров13 см
Система охлажденияЖидкостная
Механизм клапановOHV
Мощность силового агрегата230 л.с.
МатериалЧугун
РесурсДо 1 000 000 км
Система электронного впрыска топливной жидкостиЕсть
Ход поршневой части14 см
Максимальный крутящий момент2200 Нм
Расположение распределительного валаВерхнее
Габариты100*96*90 см
Вес движка ЯМЗ11 300 кг
Порядок работы цилиндрических элементов1-5-4-2-6-3-7-8

Рено

Технические параметры двигателя Рено:

Используемое топливоДизель
Рабочий объем мотора12 л
Количество клапанных элементов24
Механизм газораспределенияDOHC
Система питания двигателяПрямой впрыск топливной жидкости
Мощность385 л.с.
Наибольший крутящий момент2400 Нм
Частота вращения коленчатого вала1200 об./мин
Количество цилиндров8
Диаметр цилиндрических элементов12 см
Ход поршня13 см
Расположение цилиндровV-образное
Средний расход топлива25 л
Расположение клапановВерхнее
Параметры100*97*85 см
Температурный режим-27…+32°С
Степень сжатия6
Международный экологический стандартЕвро-4
Расход масляной жидкости7 л на 100 км
Порядок работы цилиндров1-5-4-2-6-3-7-8

Мерседес

Технические показатели МАЗа с мерседесовским двигателем:

Рабочий объем мотора12,96 л
Номинальная мощность231 л.с.
Наибольший крутящий момент2300 Нм
Степень сжатия7,3
Количество цилиндров6
Количество клапанов24
Диаметр цилиндрического элемента13 см
Ход поршневой части14 см
Расположение цилиндровРядное
Система питанияПрямой впрыск топливной жидкости
Расход масляной жидкости на 100 км8 л
ТопливоДизельное
Порядок работы цилиндров1-5-4-2-6-3
Температурный режим-35…+40°С
Наибольшая частота вращения коленчатого вала2200 об./мин
Тип системы охлажденияЖидкостный
ТурбонаддувЕсть
Промежуточная система охлажденияЕсть
Масса12 000 кг
РесурсДо 1 500 000 км пробега

МАН

Параметры и показатели транспорта с МАНовским двигателем:

Используемое топливоДизель
Рабочий объем мотора6,8 л
Количество клапанных элементов24
Механизм газораспределенияЕсть
Система питания двигателяНепосредственный впрыск топливной жидкости
Мощность260 л.с.
Наибольший крутящий момент981 Нм
Частота вращения коленчатого вала1 700 об./мин
Количество цилиндров6
Диаметр цилиндрических элементов10,8 см
Ход поршня12,5 см
Расположение цилиндровV-образное
Средний расход топлива27 л
Расположение клапановВерхнее
Параметры110*98*89 см
Температурный режим-35…+35°С
Степень сжатия16,5
Международный экологический стандартЕвро-4
Расход масляной жидкости10 л
Порядок работы цилиндров1-3-4-5-2-6

Где может быть расположена цифровая комбинация номера?

В документе, свидетельствующем, что автомобиль прошел государственную регистрацию, как правило, указывается номер двигателя. Если он отсутствует, можно использовать данные технического паспорта. При покупке подержанного автомобиля и бывший владелец не предоставил инструкцию по эксплуатации, ее можно найти в интернете. Она должна соответствовать данной модели.

Если необходимо отыскать расположение номера двигателя непосредственно на самом агрегате, следует провести следующие действия: открыть автомобильный капот и найти табличку на моторе, где он может быть написан. У разных моделей она размещается в различных местах. Это могут быть:

  • Блок цилиндров, или возле него;
  • Кожух ремня;
  • Нижняя часть щупа уровня масла;
  • Место соприкосновения двигателя с коробкой передач;
  • Воздухозаборник;
  • Проушина моторной подвески;
  • Коллектор впуска;
  • Патрубок радиатора для охлаждающей жидкости.