Двигатель ЯМЗ: руководство по эксплуатации

Моменты затяжки основных резьбовых соединений

Крепеж головки цилиндров

Порядок затяжки болтов крепления головки блока цилиндров.

На рисунке приведен порядок затяжки болтов крепления головки цилиндров. Предварительно установленные болты подтянуть от руки. В дальнейшем болты крепления головки блока цилиндров затягиваются за три приема:

1 прием – болты затянуть моментом 100±10 Н·м (10±1 кгс·м).

2 прием – болты довернуть на 180º±5º.

3 прием – болты довернуть на 90º±5º.

Внимание: После затяжки болтов крепления головки блока цилиндров, выполненной в три приема, дальнейшего контроля затяжки болтов в эксплуатации не требуется.

Резьбовое соединение Момент затяжки, Н·м (кгс·м)
Крепеж коленчатого вала и шатунно-поршневой группы
Болты крепления крышки коренных подшипников коленчатого вала Предварительный момент затяжки: 135±15 (13,5±1,5) Окончательный момент: довернуть болты на 120º±2º
Болты крепления маховика.

Внимание: Болты используются только 1 раз. Установка болтов второй раз недопустима.

Предварительный момент затяжки: 85 ± 5 (8,5 ± 0,5) Окончательный момент: довернуть болты на 90º±2º
Болты крепления гасителя крутильных колебаний.

Внимание: Болты используются только 1 раз. Установка болтов второй раз недопустима.

Предварительный момент затяжки: 85 ± 5 (8,5 ± 0,5) Окончательный момент: довернуть болты на 90º±2º
Болты крепления крышки шатуна Предварительный момент затяжки: 70 ± 5 (7 ± 0,5) Окончательный момент: довернуть болты 115º±2º
Болты крепления форсунок охлаждения поршней 8 – 10 (0,8 – 1,0)
Крепеж внутри картера маховика
Болты крепления корпуса шестерен 80 — 100 (8,0 – 10,0) с нанесением анаэробного герметика Loctite 518 на фланец
Болты крепления масляного насоса 22 — 25 (2,2 – 2,5)
Болты крепления подшипника распределительного вала 50 – 55 (5 – 5,5)
Болты крепления промежуточной шестерни привода пневмокомпрессора 50 – 55 (5 – 5,5)
Болты крепления картера маховика Ø10мм: 43 — 55 (4,4 – 5,6) Ø12мм: 80 — 100 (8,0 – 10,0) с нанесением герметика Loctite 518 на фланец
Крепеж механизма газораспределения
Болты стоек и оси коромысел Затяжку производить в три приёма: 1. Завернуть на 2 — 3 оборота; 2. Начиная с середины, последовательно перемещаясь в обе стороны, затянуть моментом 20 — 30 (2,0 — 3,0); 3. Начиная слева, последовательно перемещаясь вправо дотянуть моментом 73,54 ± 4,9 (7,5 ± 0,5)
Регулировочные гайки коромысел 50 – 55 (5 – 5,5)
Крепеж топливной аппаратуры
Гайка крепления шестерни привода топливного насоса 195 ± 5 (19,5 ± 0,5)
Болты крепления топливного насоса высокого давления 50 — 55 (5,0 – 5,5)
Болты крепления рампы 45 ± 2 (4,5 ± 0,2)
Болты крепления скоб форсунок в головке цилиндров Предварительный момент затяжки: 16±1 (1,6± 0,1) Окончательный момент: довернуть болты на 95º±2º
Гайка штуцера форсунки в головке блока цилиндров Предварительный момент затяжки: 5 (0,5) Окончательный момент затяжки: 55 ± 1 (5,5 ±0,1)
Гайки крепления топливопроводов к рампе и штуцеру форсунки 25+8 (2,5+0,8) При течи топлива затянуть максимальным моментом 50 (5,0)
Болты крепления фильтра тонкой очистки топлива 22 – 25 (2,2 – 2,5)
Болты крепления блока электронного управления 8 – 10 (0,8 – 1,0)
Крепеж крышки головки цилиндров и масляного картера
Болты крепления крышки головки цилиндров 8 – 10 (0,8 – 1,0)
Болты крепления картера масляного 22 — 25 (2,2 ± 2,5) с нанесением герметика Loctite 518 на фланец
Пробка сливного отверстия масляного картера 70 ± 14 (7,0 ± 1,4)
Крепеж навесных агрегатов
Болты крепления кронштейна генератора 50 – 55 (5,0 -5,5)
Болты крепления генератора на кронштейне 50 – 55 (5,0 -5,5)
Болты крепления кронштейна компрессора кондиционера 50 – 55 (5,0 -5,5)
Болты крепления компрессора кондиционера на кронштейне 22 – 25 (2,2 – 2,5)
Болты крепления натяжных роликов 50 – 55 (5,0 -5,5)
Болты крепления пневмокомпрессора Ø10мм: 50 — 55 (5,0 – 5,5) Ø14мм: 140 — 160 (14 – 16)
Болты крепления насоса гидроусилителя руля 50 – 55 (5,0 -5,5)
Гайки крепления стартера 80 – 100 (8 – 10)
Болты крепления распределительной водяной трубы на головке 22 – 25 (2,2 – 2,5)
Болты крепления сервисного модуля 22 – 25 (2,2 – 2,5)
Болты корпуса привода вентилятора Ø 8мм: 22 — 25 (2,2 – 2,5) Ø10мм: 50 — 55 (5,0 – 5,5)
Болты крепления предпускового электроподогревателя воздуха 22 – 25 (2,2 – 2,5)
Болты рымов двигателя 140 – 160 (14 – 16)
Крепеж выпускного тракта
Болты крепления выпускного коллектора Предварительный момент затяжки: 20 (2,0) Окончательный момент затяжки: 50- 55 (5,0 – 5,5)
Гайки крепления турбокомпрессора на выпускном коллекторе 50 — 55 (5,0 – 5,5)
Гайки крепления заслонки моторного тормоза 50 — 55 (5,0 – 5,5)

Эксплуатация и обслуживание двигателя

Для поддержания технических характеристик при эксплуатации двигателя, надежной и длительной работы необходимо соблюдать установленные производителем правила и нормы обслуживания силового агрегата. Документом, регламентирующим данные работы, является руководство ЯМЗ-536 по эксплуатации. Его можно разделить на следующие крупные разделы, которые описывают:

  1. Технические характеристики мотора.
  2. Принципы работы и основное устройство двигателя.
  3. Применяемые технологические материалы и жидкости.
  4. Правила выполнения рабочих процессов при эксплуатации ЯМЗ-536 (пуск, работа, остановка).
  5. Требования по ТО и периодичность его проведения.
  6. Порядок выполнения диагностики неисправностей и способы их устранения.
  7. Различную справочную информацию.

Знание и выполнение требований завода-изготовителя гарантирует надежную эксплуатацию двигателя.

Когда менять масло

Период замены масла в двигателе ЯМЗ 536 составляет раз в год или каждые 10-15 тыс. км. Наиболее точный регламент замены зависит от состояния смазочного материала через определенное количество пробега. Иными словами, рекомендуется своевременная проверка уровня масла и его состояния на предмет наличия продуктов износа в виде осадка. Из других признаков ухудшения качества жидкости можно выделить помутнение, недостаточный уровень масла, запах гари, изменения цвета и грязевые отложения. На неспособность масла эффективно охлаждать и смазывать детали ДВС также указывает перегрев мотора, внезапное падение его мощности и тяги, особенно на подъемах.

Схема расположения узлов двигателя

Схема двигателя ЯМЗ-536. Вид справа1 . смотровой лючок механизма проворота коленчатого вала;2 . датчик частоты вращения коленчатого вала;3 . датчик давления и температуры масла;4 . управление заслонкой рециркуляции отработавших газов EGR;5 . датчик температуры охлаждающей жидкости;6 . система вентиляции картера;7 . турбокомпрессор;8 . датчик давления и температуры наддувочного воздуха;9 . пневмоклапан управления заслонкой EGR;10 . фильтр масляный;11 . пневмоклапан управления заслонкой моторного тормоза;12 . стартер.

Оплата через Portmone

После выбора оплаты через Portmone запустится платежная система, где требуется выбрать способ оплаты банковская карта или аккаунт Portmone.

Цена в платежной системе Portmone пересчитывается в доллар по курсу Центрального банка той страны, где Вы находитесь.

Если у Вас банковская карта в валюте, которая отличается от доллара, то списание денег с карты произойдет по курсу Центрального банка Вашей страны на момент совершения покупки.

После указания платежных реквизитов и подтверждения платежа, произойдет оплата товара.

Официальный сайт платежной системы Portmone

 

Развитие производства дизелей

В первое время после создания моторный завод продолжил выпуск двухтактных двигателей моделей 204 и 206. Одновременно с этим шла разработка новых перспективных дизельных агрегатов. Результатом такой работы стала серия двигателей ЯМЗ-236, 238, 240.

Новые моторы на начало выпуска считались современными и обладали высокими техническими характеристиками, которые обеспечили широкое применение указанным агрегатам. Они устанавливались на грузовики МАЗ, КРАЗ, ЗИЛ, УРАЛ, на бульдозеры, трактора, военную и строительную технику.

Главной особенностью указанных моторов считалось возрастание мощности за счет увеличения количества цилиндров. При этом существовала значительная унификация двигателей, обеспечивающая высокую ремонтопригодность указанных силовых агрегатов. В настоящее время после большого количества модернизаций предприятие продолжает выпуск данных двигателей практически в трехстах вариантах комплектации.

В начале семидесятых годов на предприятии было разработано и выпускалось семейство сверхмощных двигателей серии ЯМЗ-840 для автомобилей БЕЛАЗ, МоАЗ и спецтехники. В дальнейшем производство этих моторов было передано на Тутаевский завод.

Технические параметры двигателя

Кроме указанных выше качеств распространению мотора способствуют технические показатели, достигаемые за счет конструкции. Технические характеристики ЯМЗ-536 в базовом исполнении следующие:

  • тип – дизельный;
  • рабочий процесс – четырехтактный;
  • исполнение – с турбонаддувом;
  • объем – 6,7 л;
  • расположение цилиндров – рядное (L);
  • количество цилиндров – 6;
  • мощность – 312,0 л. с.;
  • охлаждение – жидкостное;
  • степень сжатия – 17,5;
  • число оборотов – 2300 об/мин;
  • диаметр цилиндра (ход поршня) – 10,5 (12,8) см;
  • размеры; длина – 1,30 м; ширина – 0,76 м; высота – 0,97 м;
  • масса – 0,64 т;
  • вариант смесеобразования – непосредственный впрыск;
  • расход топлива – 165 г/л. с. ч.;
  • ресурс до капремонта – 1000000 км.

Оплата через Яндекс Кассу

После выбора оплаты через Яндекс запустится платежная система Яндекс Касса, где требуется выбрать удобный способ оплаты (банковская карта, QIWI, аккаунт Яндекс Деньги и т.д.)

После указания платежных реквизитов и подтверждения платежа, произойдет оплата товара.

Если у Вас банковская карта в валюте, которая отличается от рубля, то списание денег с карты произойдет по курсу Центрального банка России на момент совершения покупки.

Данный способ оплаты оптимально подойдет для жителей России, Казахстана и Беларуси.

Официальный сайт платежной системы Яндекс Касса

 

Скачивание книги

После успешного прохождения платежа (любым способом) и возврата в магазин KrutilVertel с сайта платежной системы Вы попадаете на страницу успешной оплаты:

 

 

На этой странице Вам необходимо указать свой e-mail, куда будет выслан доступ для скачивания книги.

Если Вы уже зарегистрированы на нашем сайте, то просто перейдите по ссылке личный кабинет.

Купленная Вами книга будет находиться в Вашем личном кабинете, откуда ее всегда можно будет скачать.

Обратите внимание, что после совершения оплаты, Вам необходимо вернуться обратно с сайта платежной системы на сайт KrutilVertel.

В случае, если по каким либо причинам Вы не вернулись обратно на сайт и закрыли вкладку платежной системы с сообщением про успешное прохождение платежа, сообщите нам об этом — мы вышлем Вам письмо в котором будет указан доступ для скачивания книги.

Отзывы о применении дизеля

Двигатель 536 обладает рядным расположением цилиндров. Такое устройство силового агрегата по сравнению с V-образным исполнением традиционно обладает следующими преимуществами:

  • более простой конструкций;
  • уменьшенными затратами на изготовление;
  • меньшей массой;
  • высокой уравновешенностью.

Владельцы и водители автомобилей выделяют в своих отзывах о ЯМЗ-536 следующие достоинства дизеля при эксплуатации:

  • возможность использования отечественных расходных материалов;
  • хорошую ремонтопригодность и легкость обслуживания;
  • качественные технические характеристики;
  • плавную и тихую работу;
  • высокую надежность;
  • уверенную работу в зимний период.

Кроме того, необходимо отметить низкую стоимость мотора по сравнению с зарубежными аналогами.

Дизельные двигатели ЯМЗ-536 по своим конструкционным особенностям и техническим характеристикам являются современными силовыми агрегатами для использования на различных транспортных средствах, а также на промышленном оборудовании.