Двигатель ВАЗ : характеристики, поломки и надежность

В каких моделях ВАЗ использовался?

Улучшенные характеристики двигателя позволили комплектовать им автомобили ВАЗ следующих моделей:

  • 2103 Жигули седан;
  • 21054 Жигули седан (только для ФСБ, МВД и ГИБДД);
  • 2106 Лада седан;
  • 21074 Лада седан;
  • 2121 Нива несущий 5-и дверный универсал или 3-х дверный хэтчбэк.

  Из-за указанных ниже сложностей изготовления некВАЗ 21054 для спецслужб

Из-за указанных ниже сложностей изготовления некоторых деталей мотор 2106 руководство сочло экономически невыгодным, он был снят с производства.

Модификации

Производители также выпустили доработанную версию двигатель ВАЗ 21067 который предусматривал ряд доработок, с учетом негативных качеств, проявившихся в стандартной модели.

Также покупателям позже стала доступна модель мотора ВАЗ 21067-10 который выдавал максимальную мощность в 72 лошадиных силы благодаря тому, что система подачи топлива осуществлялась через инжектор.

Помимо предыдущих модификаций, отечественные инженеры сделали двигатель ВАЗ 21067-20, который можно было отыскать под капотом классической семерки. В него установили инжектор и осуществили еще ряд доработок.

Инжекторная модификация

Первым в линейке ДВС производителя АвтоВАЗ двигатель 2106 получил тюнинг в виде распределенного впрыска. Одновременно с этим владельцы получили головную боль:

  • интенсивный нагрев, поскольку смесь бедная, охлаждающая система производителя с температурными нагрузками не справляется;
  • повышенный расход горючего до 13 л/100 км зимой.


Инжекторный 2106

Положительной особенностью является низкий бюджет капремонта в пределах 10000 рублей.

Порядок техобслуживания

Классическое устройство ДВС позволяет обойтись простыми действиями при обслуживании мотора:

Объект техобслуживанияВремя или пробег (что наступает раньше)
Ремень ГРМзамена через 100000 км
Батарея АКБ1 год/20000
Зазор в клапане2 года/20000
Вентиляция картера2 года/20000
Ремни, приводящие в действие навесное оборудование2 года/20000
Топливопровод и крышка бака2 года/40000
Моторное масло1 год/10000
Фильтр масляный1год/10000
Фильтр воздушный1 – 2 года/40000
Фильтр топливный4 года/40000
Фитинги и шланги обогрева/охлаждения2 года/40000
Охлаждающая жидкость2 года/40000
Датчик кислородный100000
Свеча зажигания1 – 2 года/20000
Коллектор выпускной1 год

По мере увеличения реального ресурса ДВС замена расходников может производиться чаще указанных сроков, или добавляются операции очистки карбюратора, мотора, жиклеров, прочего навесного оборудования.


Обслуживание мотора

Какова компрессия у этого мотора?

К сожалению, в официальном руководстве понятие «компрессия» отсутствует. Однако там описывается степень сжатия. Хотя это два разных термина, они оба касаются давления. Компрессия – это переменная величина, которая может изменяться в зависимости от технического состояния силового агрегата. Она обозначает величину давления в каждом цилиндре, которое возникает в результате вращения коленвала. Параметр этот получают с помощью манометра. Идеальной величиной считается 13 кгс/см2.

Механизм газораспределения

Передняя часть двигателя закрыта алюминиевой крышкой, за которой расположена цепь привода вала клапанного механизма. От этой же цепи осуществляется вращение масляного насоса с шестеренчатой схемой. Насос отвечает за подачу масла под давлением к подшипникам опор. Забор масла осуществляется из резервуара, размещенного в съемном поддоне двигателя. Для очистки масла применяется фильтр со сменным бумажным элементом.

Вал привода клапанов расположен непосредственно в головке. Такая конструкция позволила обеспечить неплохие для своего времени технические характеристики двигателя ВАЗ-2106. Фото мотора приведено ниже.

В конструкции клапанов для отвода отработавших газов применяется комбинированная конструкция из двух частей, сваренных между собой. Обе части изготовлены из сталей разных марок. Такая схема позволила обеспечить более высокую долговечность детали. Менее нагруженный термически клапан впуска выполняется из одного материала. Поверхности всех клапанов проходят циклы термической и химической обработки, что позволяет им работать в условиях высоких температур.

Система питания и зажигания

Для подачи топлива на ранних версиях двигателя 2106 применялся карбюратор системы «Вебер». С началом выпуска более современных приборов типа «Озон» их стали устанавливать и на «шестой» двигатель. С новым карбюратором мотор стал немного экономичнее, но и потерял несколько лошадиных сил мощности. В начале 2000-х годов моторы стали оснащать инжекторной системой впрыска топлива. Такими силовыми агрегатами оснащались машины «пятой» и «седьмой» модели.

На карбюраторных машинах применялось зажигание с распределением импульсов от механического устройства, установленного на боковой части картера. Инжекторный вариант оснащается электронным модулем, который распределяет импульсы зажигания по сигналам от датчика положения вала двигателя.

Поршни

Поршни 15 изготовлены из алюминиевого сплава и покрыты слоем олова для улучшения прирабатываемо-сти. Юбка поршня в поперечном сечении овальная, а по высоте имеет коническую форму. Кроме того, в бобышки поршня залиты стальные терморегулирующие пластины. Все это выполнено для компенсации неравномерной тепловой деформации поршня при нагреве. В бобышках поршня имеются отверстия для прохода масла к поршневому пальцу.

Отверстие под поршневой палец смещено от оси симметрии на 2 мм в правую сторону двигателя для уменьшения стука поршня при переходе через ВМТ. Поэтому около отверстия под поршневой палец есть метка «П», которая при сборке должна быть обращена в сторону передней части двигателя.

Поршни, как и цилиндры, по наружному диаметру сортируются на пять классов через 0,01 мм, а по диаметру отверстия под поршневой палец — на три категории через 0,001 мм, обозначаемые цифрами 1, 2, 3. Класс поршня (буква) и категория отверстия под поршневой палец (цифра) клеймятся на днище поршня. Поршни по массе в одном и том же двигателе должны быть подобраны с максимально допустимым отклонением (2,5 г).

Как установить инжектор своими руками

Часто автолюбители спрашивают, как установить инжектор на ВАЗ 2106 карбюраторного типа? Для того, чтобы произвести переделку, требуется подготовить необходимый перечень деталей и агрегатов. Для этого потребуется иметь в наличии от родственного автомобиля «движок» с инжекторным впрыском и топливный бак с электрическим бензонасосом от автомобиля с этого же модельного ряда. Задаваясь проблемой, как переделать ВАЗ 2106 на инжектор, необходимо купить трубопровод «обратки» от силовой установки к топливному резервуару, некоторое навесное оборудование и оснастить выхлопную систему соответствующими запчастями.

Задумываясь, как поставить инжектор, следует помнить, что необходимо приобрести ЭБУ т.н. «косого» типа. Также для корректной работы схемы электрооборудования следует заменить тахометр, т. к. на двигателе с интегрированной системой вспрыска этот прибор, отвечающий за измерение количества оборотов двигателя при заданной мощности, интегрирован в систему управления силовой установкой и подключен к бортовому компьютеру. Замене этот прибор подлежит по причине разных характеристик напряжения и прибор от карбюраторных моделей «шестерки» несовместим с бортовой аппаратурой инжекторного мотора.

С помощью перечисленной аппаратуру проводится монтаж инжектора на ВАЗ 2106 своими руками, причем эта процедура, по большому счету, ничем особым не отличается от аналогичного объема работ по установке двигателя на классических моделях этого транспортного средства.

Для облегчения понимания технологии производства работ по замене силовой установки в интернете можно найти видео по установке инжектора на ВАЗ 2106. Там поясняется, какие детали необходимы для переделки, какие запчасти из числа старых комплектующих подойдут для модернизации «шестерки».

Естественно понадобится сделать определенные приобретения, например, инжектора на ВАЗ 2106, цена которого варьируется от степени износа двигателя. Соответственно, если силовая установка приобретена в автомобильном магазине, его стоимость будет достаточно высока. При приобретении моторного агрегата на разборке он будет стоить значительно меньше вследствие практического износа изделия.

Головка блока

Верхняя часть блока закрыта головкой, отлитой из алюминиевого сплава. В головке расположен вал привода клапанов, сами клапана (по два на цилиндр) и свечи зажигания. Между головкой и блоком установлена специальная прокладка, которая обеспечивает герметичность стыка. Прокладка изготовлена из специального материала на основе асбеста и имеет внутренний металлический каркас, который обеспечивает более длительный срок службы прокладки.

Крепление головки к блоку осуществляется 11 болтами, которые затягивают с определенной силой и в запланированной последовательности. Это сделано для обеспечения равномерного прижатия плоскости головки к блоку. Любое нарушение затяга ведет к прогарам прокладки, короблению поверхности и возникновению течи масла и охлаждающей жидкости.

Частые неисправности

Кроме того, что при обрыве цепи ГРМ поршень гнет клапана, классическая схема двигателя обладает характерными неисправностями:

ДефектПричинаУстранение
Стук1) коренные подшипники стучат глухо, частота совпадает с оборотами коленвала

2) звук шатунных подшипников резче, присутствует на ХХ

3) звук поршней глухой, наблюдается на малых оборотах

4) клапана стучат менее интенсивно, вдвое реже вращения вала

1) регулировка зажигания, проверка уровня масла, замена вкладышей, протяжка болтов маховика

2) замена вкладышей, проверка давления смазки

3) замена колец, поршней, расточка цилиндров

4) замена пружин, регулировка зазоров

Низкое давление масла на прогретом моторе1) износ шестерней маслонасоса

2) увеличенные зазоры вкладышей, подшипников

1) ремонт узла

2) замена вкладышей или корпусов подшипников

Повышен расход смазки1) протечки уплотнений

2) засорение вентсистемы

3) износ цилиндров/колец

1) замена расходников

2) очистка каналов

3) установка ремкомплекта

Увеличение расхода бензина1) сбит угол открытия заслонки

2) высокое сопротивление движению

3) сбит момент зажигания

4) поломка вакуумного распределителя

1) регулировка заслонки

2) подкачка шин

3) корректировка зажигания

4) замена регулятора

Снижение приемистости и мощности1) поломка насоса

2) неисправность зажигания

3) забит фильтр топливный

4) заслонка открыта не полностью

1) ремонт насоса

2) проверка зажигания

3) замена фильтра

4) регулировка заслонки

В капремонт мотора входит расточка цилиндров, замена валов, поршневой и кривошипно-шатунной группы в любых сочетаниях.

Вкладыши

Вкладыши коренных и шатунных подшипников — тонкостенные, сталеалюминиевые. Все шатунные вкладыши одинаковые и взаимозаменяемые. Верхние вкладыши 1-го, 2-го, 4-го и 5-го коренных подшипников одинаковые, с канавкой на внутренней поверхности, а нижние — без канавки. Вкладыши 3-го коренного подшипника отличаются от остальных большей шириной и отсутствием канавки на внутренней поверхности.

Техническое обслуживание

Несмотря на то, что объем двигателя ВАЗ 2106 был увеличен до 1.6 литра, в плане технического обслуживания практически ничего не изменилось. Чтобы не возникало проблем, необходимо каждые 100 тысяч километров пробега менять цепь привода газораспределительного механизма. Если этого не сделать, то она будет сильно греметь во время работы мотора. Регулировка тепловых зазоров клапанов двигателя осуществляется спустя 20 тысяч километров.

Масло в двигатель ВАЗ 2106 необходимо лить с вязкостью 5W-30, а замене оно подлежит каждые 10 тысяч километров пробега. Если вас интересует вопрос о том, какое масло лить в двигатель ВАЗ 2106, то о вязкости уже сказали, а вот касаемо производителей, тут сложно давать какие-либо рекомендации. Сколько масла в двигателе ВАЗ 2106? — 3.75 литра, но во время замены необходимо доливать 3.5 литра смазки, поскольку старая остается в блоке.

Спустя 40 тысяч километров пробега рекомендуется менять топливный и воздушный фильтры, в противном случае запуск двигателя ВАЗ 2106 может стать проблемным. Но если мотор эксплуатируется в условиях повышенного количества пыли, то стоит сократить этот срок.

Недостатки и преимущества

Двигатель 2106 имеет существенные недостатки:

  • излишнее тепло отводится в лунку днища поршня и оребрение стальными регулирующими пластинами внутри бобышек;
  • динамические нагрузки снижаются за счет смещения пальца от оси симметрии вправо;
  • при сборке в двигатель поршни монтируются маркировкой в одну сторону, что увеличивает трудозатраты и человеческий фактор.


Поршень 2106

В ДВС использована головка блока цилиндров от модели 2103, стартер 35.3708 и генератор Г221 для двигателя с током 42А. Расход масла не превышает 700 г/1000 км пробега. В руководстве по эксплуатации указано, что рекомендовано добавлять на 200 мл меньше смазки, чем объемы системы в целом. Маркировки, какое масло лить, приведены в верхней таблице.

Проблемы

Карбюраторный двигатель ВАЗ 2106, как и все силовые агрегаты того времени, несмотря на большое количество доработок, имеет огромное количество негативных факторов. Прежде всего, владельцы автомобилей с таким мотором под капотом отмечают следующее:

  • Мотор кушает масло. Двигатель может начать потреблять порядка литра смазывающей жидкости на 1000 километров. Это свидетельствует о том, что предстоит ремонт двигателя ВАЗ 2106, поскольку к такой неисправности приводит использование низкокачественного масло, что в свою очередь ведет к износу шатунно-поршневой группы и залеганию колец.
  • Повышенная вибрация во время работы. Это одна из самых распространенных проблем с этим силовым агрегатом, которая может быть вызвана износом подушек, детонацией из-за бензина очень низкого качества или нагара в камере сгорания. Также такая неисправность может возникать из-за того, что зажигание двигателя ВАЗ 2106 выставлено неправильно.
  • Система охлаждения двигателя ВАЗ 2106 часто выходит из строя, из-за чего он начинает перегреваться или наоборот, не набирает рабочую температуру. Как правило, к такому приводит неисправность термостата или поломка помпы. Может также заклинить вентилятор или лопнуть один из патрубков.
  • Повышенная шумность во время работы. Причин этой проблемы несколько, но чаще всего она возникает из-за того, что клапана двигателя ВАЗ 2106 неотрегулированны. Но также посторонний шум может возникать благодаря выработке на кулачках распределительного вала и в пальцах поршней.
  • Двигатель ВАЗ 2106 троит. Это связано с тем, что пробит один из бронепроводов, либо же из строя выходит свеча зажигания. Но может также лопнуть крышка трамблера, поскольку она изготовлена из довольно ненадежного материала.
  • Карбюратор двигателя ВАЗ 2106 также является распространенной проблемой, так как в нем постоянно забиваются жиклеры и обороты двигателя ВАЗ 2106 начинают плавать. Может также перестать открываться вторая камера, что приводит к уменьшенной тяге мотора.
  • Цепь двигателя ВАЗ 2106 постоянно растягивается. Ну это распространенная проблема для всего отечественного автопрома. Тут ничего не поделать, просто нужно следить за этим и подтягивать привод.
  • Давление масла в двигателе ВАЗ 2106 резко падает. Это одна из самых страшных проблем, поскольку придется готовиться к капитальному ремонту. Другими способами эту проблему решить невозможно.

Конструктивные решения

  • капитальный ремонт требовался чаще из-за прогорания клапанов;
  • нестабильные режимы работы на отечественном топливе низкого качества.


Прогорание клапанов

Двигатель комплектовался поршнями от ВАЗ 21011, перенастраивать оборудование не пришлось, себестоимость не пострадала.

Перегрев

Проблема перегрева актуальна для любых моторов. Если двигатель ВАЗ-2106 (карбюратор) закипает, а не греется в штатном режиме, то владельцу стоит обратить внимание на термостат.


Его меняют на более качественный. Также проблема может скрываться в забитом радиаторе. Дополнительно проверяют систему охлаждения. В ней может образоваться воздушная пробка.

Расход

Во время движения в городском цикле этот силовой агрегат потребляет порядка 10.5 литров бензина. Если планируется движение по трассе, то стоит рассчитывать на потребление около 7.5 литров. А вот при смешанном режиме работы мотор будет кушать 10 литров на каждые 100 километров пробега.

Эксплуатационные показатели

Максимальная скорость150 км/час
Время разгона (0-100 км/ч)17.5 с
Расход топлива в городе на 100 км10.1 л
Расход топлива на трассе на 100 км7.4 л
Расход топлива в смешанном цикле на 100 км10.1 л
Объем топливного бака39 л
Снаряженная масса автомобиля1035 кг
Допустимая полная масса1435 кг
Размер шин175/70 SR13