Двигатель SFE Тойота: характеристики, проблемы, минусы, ресурс

Краткое знакомство

В 90-е годы данная модель двигателя считалась «золотой серединой» серии моторов S, тогда выпускавшихся крупнейшим японским автоконцерном. Двигатель не отличался экономичностью, эффективностью и высоким ресурсом, но вместе с тем имел выгодную сторону – ремонтопригодность.


Мотором оснащались десять моделей автомобилей производства японской компании. Также силовой агрегат находил применение в рестайлинговых версиях классов D, D+ и E. Еще одной положительной характеристикой агрегата является то, что при обрыве ремня ГРМ, поршень не гнет клапана, что стало возможным благодаря цековке на поверхности с торца.

В модели стоит отметить наличие MPFI – системы электронного многоточечного впрыска топлива. Заводские настройки специально занижали мощность ДВС для рынка Европы до 120 л. с. Если говорить о крутящем моменте, то он упал до уровня 157 Нм.

Сначала ведущие инженеры завода-производителя приняли решение использовать в двигателе меньшие объемы камер сгорания, если сравнивать с предшествующей версией агрегата. Вместо 2,0 литра использовался объем 1,8 литра. Упоминая характеристики мотора, стоит отметить упрощенную схему двигателя рядной бензиновой атмосферной «четверки». Установка оснащена 16 клапанами, а также парой распределительных валов по схеме DOHC.

Привод одного распредвала ГРМ имеет ременное исполнение. Навесное оборудование по большей части скомплектовано со стороны переднего пассажирского сиденья. Форсировка представлена чип тюнингом. Возможен капитальный ремонт своими усилиями, а также модернизация двигателя в целях увеличения мощности.

Обслуживание и ремонт

Данный пункт один из самых важных в при владении мотора старого образца. Хоть и мотор 4S был меньше по объему сравнительно с 3S, он никогда не был худшим вариантом. Его просто выбирали для других потребностей. Ведь далеко не всем нужна мощность более 125 сил. Для большинства этого достаточно и по сей день. А ведь мотор миллионник и «убить» его очень сложно. Огромное количество признали данный силовой агрегат одним из лучших творений компании Toyota.

Конструктивные особенности мотора

Двигатель рассматриваемой модели готов похвастать рядом особенностей, с которыми стоит быть знакомым. Приведем основные особенности мотора:

  • Наличие системы MPFi для моноточечного впрыска
  • Рубашка охлаждения произведена внутри блока при его отливке
  • 4 цилиндра проточены в чугунном теле блока, при этом поверхность упрочнена с помощью хонингования
  • Распределение топливной смеси осуществляется двумя распределительными валами по схеме DOHC
  • Рекомендуется применение моторного масла вязкости 5W30 и 10W30
  • Наличие ТНВД для увеличения степени сжатия
  • Наличие системы MPFi для многоточечного впрыскивания
  • Система зажигания DIS-2 без распределения искры


На этом ключевые особенности не заканчиваются. Узнать больше можно на тематических форумах.

Сильные и слабые стороны

Как у всякого технического средства, двигателю 4S-FE присущи преимущества и недостатки. Начать стоит с плюсов мотора:

  • Отсутствуют сложные механизмы
  • Внушительный эксплуатационный потенциал, достигающий отметки в 300 тыс. километров пробега
  • Поршни не гнут клапаны при обрыве ремня ГРМ
  • Превосходная ремонтопригодность при помощи трех ремонтных размеров поршней, а также возможности расточки цилиндра

В бочке меда не без дегтя, поэтому с недостатками также стоит познакомиться. Частая регулировка тепловых зазоров клапанов является однозначным минусом мотора данной модели. Вызвано это отсутствием систем регулировки фаз. Оригинальное решение разработчиков предприятия упрощает конструкцию с одной стороны, поскольку пара катушек подает искру на 2 цилиндра; есть холостая искра на фазе выпуска отработавших газов с другой стороны. Также стоит отметить увеличивающуюся на свечи нагрузку, за счет чего снижается эксплуатационный ресурс. Специалисты японского бренда использовали в двигателе насос высокого давления, который нередко становится причиной плавающих оборотов, а также повышения уровня масла, и это бесспорно минус.

Тюнинг


Apexi S-AFC II

При желании усилить 4С-ФЕ не стоит строить огромных планов. Но все же, добавим 10 л.с. если, устанавливаем забор холодного воздуха, на выхлоп паук 4-2-1 и полный прямоточный выхлоп, Apexi S-AFC II. На этом технические специалисты рекомендуют закончить тюнинг. А если хочется управлять более резвым агрегатом, стоит подобрать другую модель.

Недостатки и устаревшие технологии в моторе Fi

Тюнинговать такие двигатели не имеет смысла. Тюнинг до 150 лошадок доступен только при полной переделке системы впрыска и выхлопа, ГБЦ и поршневой группы. Один блок цилиндров останется стоковым, а денег будет потрачено невероятно много. Но это не самый большой недостаток. Можно выделить такие неприятности агрегата:

  1. Лямбда-зонд. Ужасный узел, который дорого стоит и нередко становится причиной зверского расхода топлива.
  2. Датчики. Старые электронные узлы требуют замены, выходят из строя неожиданно.
  3. Трамблер в зажигании, из-за чего очень часто мотор просто не заводится без особых перспектив сдвинуть машину с места.
  4. Моновпрыск 4S-Fi. Если его не обслуживать каждый год, проблемы будут постоянно расти.
  5. Настройки. Судя по отзывам, сложно найти оригинальную книгу или мануал, так как моторчик достаточно редкий.

Как видите, недостатков у этой модели хватает. Двигатель вряд ли можно назвать самым достойным в своем сегменте. Если вы купите контрактник с пробегом свыше 200 000 км, то придется изрядно вложить денег, чтобы обеспечить его нормальную работу. Тем более, агрегат старый, проверить его реальный пробег будет очень сложно.

Список моделей авто, в которых устанавливался

Использовался мотор 4S FE исключительно на автомобили Toyota следующих моделей:

  • Cresta – бизнес-класс, седан;
  • Chaser – среднеразмерный седан;
  • Mark II – среднегабаритный седан;
  • Vista – компактный седан, безрамные двери, только для внутреннего рынка;
  • Celica – спортивный хетчбэк, кабриолет и родстер;
  • Caldina – пятидверный универсал;
  • Carina – средний класс, седан;
  • Carina Exiv – леворульный экспортный седан;
  • Camry – бизнес-класс, четырехдверный седан;
  • Corona – среднеразмерный универсал;
  • Curren – двухдверное купе.


Toyota Caldina

На автомобилях, выпущенных по 1992 год включительно на заднее стекло наносилась надпись 16 VALVE EFI.

Обслуживание

Для правильной и долгосрочной работы мотора 4S-FE требуется периодически проводить осмотр и замену расходников, деталей и жидкостей.

  • Замена масла – рекомендуют проводить через каждые 10000 км. Для смены смазки понадобится менее 4 л масла 5W-30, 5W-40;

    
Рекомендуется использовать оригинальное масло Тойота SAE 5w-30 или 5w-40

  • Замена ГРМ 4С-ФЕ – ремень после пробега в 100000 км;

    
Ремень ГРМ

  • Пробег в 100000 км также обязует произвести регулировку клапанов, подобрать шайбы;
  • Замена расходников.


Свечи зажигания, воздушный и топливный фильтры

При пробеге 20000 км меняют свечи зажигания, воздушный и топливный фильтры обновляют раз в 40000 км, антифриз сменяют после 60000 км или после 3-х лет эксплуатации, вспомогательный ремень подлежит замене раз в 100000 км.

Тюнинг мотора

Если идет речь об атмосферном двигателе данной модели, что предназначен для ввоза на территорию Европы, то он имеет заниженные характеристики. Вот почему в целях восстановления заводской мощности 125 л. с. и крутящего момента на отметке 162 Нм осуществляется тюнинг двигателя. Механический тюнинг обойдется намного дороже, зато позволит получить 200 л. с. Для этого необходимо приобрести интеркуллер для охлаждения воздуха, смонтировать прямоточный выхлоп и «паук» вместо выпускного штатного коллектора. Также понадобится шлифовка каналов впускного тракта, использование фильтра нулевого сопротивления. Как бы ни было, в любом случае тюнинг обойдется в крупную сумму, что крайне нежелательно для владельца.

Обзор неисправностей и способы их ремонта

Двигатель jz: могучий, легендарный, универсальный Помимо поломок, характерных для всего семейства S производителя Тойота, мотор 4S FE имеет следующие неполадки:

Автомобиль не заводится1)выход из строя бензонасоса 2)Пропала искра1)замена бензонасоса 2)поиск проблемы в электрической части автомобиля
Движок глохнет или работает нестабильнополомка клапана EGRзамена клапана рециркуляции выхлопа
Проблемы оборотов ХХ1) засорение дроссельной заслонки 2) выработка ресурса топливного фильтра

3) поломка бензонасоса

4) засорение впускного коллектора

1) продувка заслонки 2) замена фильтра

3) замена или ремонт насоса

4) прочистка коллектора, шлифовка внутренних каналов

Повышенный расход бензина1) засор форсунок 2) выход из строя РХХ

3) разрегулировка зазоров клапанов

1) замена форсунок 2) замена регулятора холостого хода

3) регулировка тепловых зазоров

Вибрации1) износ подушек ДВС 2) залегли кольца в одном цилиндре1) замена подушек 2) капремонт

Ремонт 4S-FE

Регламентные требования к обслуживанию мотора

Есть определенные производителем требования, рекомендации к обслуживанию силового агрегата:

  • Ремень ГРМ производителя Gates имеет ресурс, равный 150 000 пробега
  • Фильтр масляный подлежит замене вместе со смазкой. Воздушный фильтр меняется каждый год, тогда как топливный фильтр подлежит замене после 40 000 километров (около 1 раза в 3 года)
  • Рабочие жидкости теряют свойства через 10 – 40 тысяч километров пробега. После преодоления отметки необходима замена моторного масла, антифриза
  • Тепловые зазоры клапанов подлежат регулировке 1 раз в 20 – 30 тысяч километров пробега
  • Свечи в системе эксплуатируются 20 000 километров пробега
  • Вентиляция картера продувается каждые 2 года
  • Ресурс аккумуляторной батареи определяется производителем, а также условиями эксплуатации автомобиля

Придерживаясь предписаний производителя, удается эксплуатировать двигатель максимально долгое время.

Особенности конструкции

Японский двигатель 4S FE производителя Toyota для обеспечения вышеприведенных параметров имеет следующие конструктивные особенности:

  • четыре цилиндра проточены в чугунном теле блока, поверхность упрочнена методом хонингования, расположение рядное;
  • рубашка охлаждения изготовлена внутри блока при его отливке;
  • рекомендовано использование моторного масла вязкости 5W30 и 10W30;
  • распределение топливной смеси двумя распредвалами по схеме DOHC;
  • наличие системы MPFi для многоточечного впрыска;
  • система зажигания DIS-2 без распределения искры;


Система зажигания DIS-2

Преимущества

В 1987 году маркетологи работали не над тем как продать как можно больше некачественных моторов, а над тем как создать лучший продукт для потребителя. К плюсам данного мотора стоит отнести достаточно хороший КПД относительно объема на лошадиные силы. Показатель составлял 105-125л.с. при объеме 1838см.куб. При всем этом достигался хороший крутящий момент около 150 Нм. Двигатель имеет привод ременного типа, это позволяло быть значительно тише классического цепного. В виду того, что между поршнем и клапанной крышкой имелся запас пространства, при обрыве ремня клапана не гнуло. Пожалуй, это существенный плюс к ремонтопригодности. В виду своей простоты и хорошему соотношению всех параметров мотор обладал огромным ресурсом (около миллиона километров)

Недостатки

Хоть мотор и близок к идеалу в плане эксплуатации, недостатки у него все же есть, хоть их всего лишь два.

  1. В виду простоты конструкции и материалов, из которых он изготовлен двигатель более шумный, чем хотелось бы. Для некоторых данный вопрос не принципиален. Для других – проблема. Если же говорить в целом – дополнительная шумоизоляция не помешала бы.
  2. Данных моторов в живом виде осталось мало. Ведь с маркетинговой точки зрения – не выгодно производить моторы, которые вы сами можете починить с помощью простейших инструментов.

Перечень модификаций ДВС

За время существования ДВС характеристики двигателя несколько раз подвергались корректировке, поэтому у мотора 4S-FE имеются две модификации:

  • Gen 1 – годы производства 1991 – 1999 г., мощность 115 л. с. специально для Toyota Corona;
  • Gen 2 – выпуск 1995 – 1999 г., мощность 125 л. с., степень сжатия 9,5, доработан впускной коллектор.


Мотор 4S-FE Gen2

Двигатель 4S-Fi нельзя считать модификацией 4S-FE, даже условно. Это скорее предшественник силового привода с распределенным впрыском, в котором был установлен моноврыск по совсем другой схеме. В двух указанных версиях Gen применяется то же самое навесное оборудование, что и в базовом варианте.

Какое выбрать

В более современные моторы Toyota чаще всего владельцы заливают синтетические масла со степенью вязкости 0W-20/-30 и 5W-20/-30, которые в полной мере справляются с задачей уменьшения трения в двигателе, сокращают износ и способствуют лучшей экономии топлива Такие масла используются большинством владельцев RAV4 CA40, а в определенных климатических зонах их также возможно использовать круглый год. Но, учитывая климат, в котором эксплуатируется «Рафик», в двигатель допустимо заливать широкий диапазон масел — от 0W-20 до 15W-40, но основная степень вязкости для большинства та, которая указана выше.

Что залито с завода?

На заводе-изготовителе в автомобиль Toyota RAV4 с двигателями 3ZR 2.0 и 2AR 2.5 заливается масло SAE 0W-20

, обеспечивающее оптимальный расход топлива и хороший запуск в холодную погоду. Если масло 0W-20 отсутствует, можно использовать масло SAE 5W-30.

В дизельный мотор 2AD-FТV без каталитического конвертера DPF на заводе было залито масло 5W-30

. В моторах 1AD-FТV и 2AD-FТV с каталитическим преобразователем с дизельным сажевым фильтром (DPF), и в двигателе 2AD-FHV на заводе-изготовителе в силовой агрегат заливали моторное масло0W-30 .

Тюнинг и доработка двигателя

На автомобили, предназначенные для экспорта, в электронный блок управления установлены щадящие значения топливоподачи и управления зажиганием. Чтобы освободить скрытый потенциал движка нужно провести чип тюнинг.

Чип-тюнинг можно выполнить следующими способами:

  1. Установить дополнительный модуль, который будет обрабатывать входные и выходные сигналы на центральный блок управления силового агрегата.
  2. Обновить версию прошивки контроллера управления двигателем.

Повысить эффективную мощность и крутящий момент двигателя можно доработкой его основных узлов.

  • Заменить штатную выхлопную систему на паук 4-2-1 или 4-1;
  • Установить воздушный фильтр нулевого сопротивления;
  • Отшлифовать впускные и выпускные каналы ГБЦ;
  • Заменить газораспределительный механизм (установить спортивный распредвал, пере-выставить клапана на опережение или запаздывание).
  • Штатные топливные форсунки заменить высокопродуктивными аналогами.

Не рекомендуется устанавливать турбонадув. Конструкция двигателя 4 SFE не рассчитана на увеличение мощности, поэтому при установке даже маломощной турбины придется поменять цилиндропоршневую группу, головку блока, распредвалы, говоря проще, родным останется только блок-картер.

Механическая доработка стоит гораздо дороже, но в комплексе с чип-тюнингом можно повысить мощность силового агрегата до 200 лошадиных сил.

Неисправности

НЕИСПРАВНОСТИПРИЧИНЫ И СПОСОБЫ УСТРАНЕНИЯ
Повышенный уровень масла и наличие в нем запаха бензина.Подобное характерно для выхода из строя топливного насоса, что приводит к попаданию бензина в картер двигателя. Ремонт двигателя Тойота в данном случае заключается в замене повреждённого насоса и моторного масла с фильтром.
Двигатель плохо набирает обороты, машина потеряла мощность и тупит.С большой долей вероятности засорен клапан EGR. Необходимо вскрыть мотор и очистить засорившийся клапан.
Плавают обороты.Загрязненная дроссельная заслонка или выпускной коллектор. Необходимо вскрыть мотор, провести очистку коллектора и дроссельной заслонки.
Появление заметных вибраций мотора.Вышла из строя подушка, которую необходимо заменить. В отдельных случаях вибрации могут возникать по причине одного неработающего цилиндра.