Двигатель RBDETT: характеристики, неисправности и тюнинг

История создания мотора

Как было отмечено ранее, Nissan Skyline – одна из немногочисленных моделей японцев спортивного класса. Ее производством автоконцерн занялся более 50 лет назад, а именно – в 1957-ом году. На данный момент модельная линейка «Skyline» имеет 13 полноценных поколений и известна по всему миру.

В 80-х годах прошлого столетия перед Nissan встала задача обновления моторов для спорткаров, так старые вариации ДВС морально и технически устарели. Японский автоконцерн достаточно оперативно и грамотно решил поставленную цель, спроектировав и начав активно выпускать силовые установки серии «RB».

Их концепт оказался настолько удачным, что моторы выпускались практически 20 лет – с 1985 по 2004 год.

С точки зрения общей конструкции, двигатели с маркировкой «RB» схожи со своими аналогами того времени и ничем примечательным не отличаются. Популяризировать данную серию моторов Nissan смог за счет грамотного подхода к ее созданию и высочайшего качества, функционала итогового продукта. В линейку «RB» вошли типовые установки со следующими характеристиками:

  1. Рядность расположения цилиндров.
  2. Объем в пределах 2-3 литров.
  3. Наличие 6 цилиндров с 2 или 4 клапанами на каждый из них.
  4. Системы газораспределения с изменением фаз (SOHC – с одним распредвалом, DOHC – с двумя).
  5. Материал изготовления – алюминий (головка блока цилиндров) и чугун (сам блок и многие элементы ДВС).

Несмотря на спортивный характер, моторы «RB» выпускались и в турбированной вариации, и в атмосферной. Качество всех типов агрегатов высочайшее, что подтверждает многолетняя практика их эксплуатации.

Рассматриваемый сегодня двигатель — RB26DETT, стал одним из лучших и качественных представителей своей серии.

Преимущественно, эта установка монтировалась в автомобили модельного ряда Nissan Skyline GT-R, однако ограниченной серией ею оснащались гоночные машины концерна и модели «Stagea». Выпуск RB26DETT продолжался с 1989 по 2002 год, то есть – порядка 13 лет. Благодаря высочайшему качеству и отменному функционалу, этот мотор очень популярен до сих пор и находится на слуху любителей автомобильной сферы.

Конструкция

Шестицилиндровый рядный бензиновый с электронной системой управления впрыском топлива, с рядным расположением цилиндров и поршнями, вращающими один общий коленчатый вал, с верхним расположением двух распределительных валов, с двумя турбоконагнетателями (первая турбина — от 1, 2 и 3-го цилиндра; вторая — от 4, 5 и 6-го). Двигатель имеет жидкостную систему охлаждения закрытого типа с принудительной циркуляцией. Система смазки комбинированная: под давлением и разбрызгиванием.

Обозначение

У Nissan принята следующая система наименования двигателей. Цифровой индекс после буквенного обозначает объем. Стоящие после него буквы отражают конструктивные особенности: S – наличие карбюратора, один распредвал в ГБЦ, E – электронный впрыск, D – два распредвала в ГБЦ, P – работа на сжиженном газе, T – наличие турбины, TT – система твин-турбо.

Концепт агрегата

RB26DETT – это не просто название двигателя, а четкая аббревиатура его общей концепции. За счет ее расшифровки можно понять не только структурную организацию агрегата, но и его базовые технические характеристики. Расшифровывается «RB26DETT» так:

  • RB – наименование серии силовых установок.
  • 26 – показатель, обозначающих объем мотора (2,6 литров).
  • D – система газораспределения «DOHC» с использованием 4-х клапанов на один цилиндр и 2-х распредвалов (2 клапанная система у RB26DETT не использовалась, они имеются лишь в некоторых, немногочисленных вариациях двигателей «RB» с одним распредвалом).
  • E – наличие умной системы питания, основанной на распределенном электронном впрыске топлива в цилиндры.
  • TT – сокращение от «Twin-Turbo», обозначающее оснащение агрегата двумя турбинами.

Как и большинство вариаций серии «RB», RB26DETT обладает:

  1. Чугунным блоком цилиндров.
  2. Его алюминиевой головкой.
  3. Системой газораспределения «DOHC» с распределением фаз.
  4. Степенью сжатия в пределах 8 бар.
  5. Большой мощностью порядка 280-300 лошадиных сил.

Важно понимать, что RB26DETT – намного более мощный агрегат и имеет потенциал модернизации чуть ли не в 1 000 «лошадей». Стоковые 300 сил связаны с особенностями японского законодательства, которое попросту запрещает автоконцернам выпускать более мощные двигатели.

Примечание! Удачный концепт ДВС «RB26DETT» спровоцировал появление у него специальной гоночной вариации. Ее название – «RB26DETT N1». Главное отличие гоночного образца двигателя от обычного заключается в его большей мощности в стоке, облегченном весе, усиленной конструкции и неимоверным потенциалом в плане тюнинга.

Удивительно, но для гоночных автомобилей RB26DETT N1 раскручивали до 1 700 лошадиных сил. Как отмечают инженеры Nissan, это показатель не является пределом. Они оценивают потенциал вариации «N1» почти в 2 000 «лошадок».

Блок цилиндров

Блок цилиндров отлит из высокопрочного чугуна. Снизу крепится литая станина коренных подшипников.

ПараметрЗначение
МатериалВысокопрочный чугун
Диаметр цилиндра, мм86,00 – 86,03
Диаметр расточки опор коленчатого вала (под коренные вкладыши), мм58,645 – 58,670

Неисправности

Механическая часть силовых агрегатов RB26 практически не имеет слабых мест. При регулярном и качественном техническом обслуживании серьезная поломка мотора практически исключена.

  1. Однако на первых версиях двигателя устанавливался масляный насос, производительности которого на высоких оборотах было недостаточно (масляное голодание). В 1992 году этот недостаток был устранен.
  2. Кроме того у мотора может выходить из строя катушка зажигания. При этом мотор начинает «троить». Для устранения дефекта катушку зажигания следует заменить.

Описание

В общем виде двигатель RB26DETT и его модификации представляют собой рядный шестицилиндровый двигатель с электронным управлением многоточечным впрыском топлива и головкой блока цилиндров с верхним расположением двух распределительных валов (DOHC 24V).

Он оборудован системой:

  • жидкостного охлаждения с принудительной циркуляцией (закрытый тип);
  • комбинированной смазки (разбрызгивание и под давлением).

На двигатель устанавливались две параллельные (Twin Turbo) турбины Garett 28 (или М24) с керамическим ротором, одна из которых (фронтальная) обеспечивает наддув в первых трех цилиндрах, а вторая – в оставшиеся трех. Эти турбонагнетатели оснащались перепускными клапанами (wastegate), которые не позволяли давлению подниматься выше 0,7 бар.

Особые версии

Фирмой REINIK на основе R33 RB25DET было сделано более 20 двигателей RB 28 DET для специальной версии R33 GT25t под названием 280 Type-MR. Этот мотор был настроен на высокий крутящий момент и развивал 300 л. с. и 354 Нм.

N1 – модифицированная NISMO версия RB26DETT.

N1 – модифицированная NISMO версия RB26DETT. Доработка была направлена на сокращение обслуживания мотора при использовании в гонках. Для этого был лучше уравновешен коленчатый вал с учетом вибраций при 7000-8000 об/мин. К тому же улучшили каналы подачи воды и масла в блоке цилиндров. Поршни и верхние поршневые кольца увеличили до 1,2 мм. Наконец, модифицировали распредвалы и турбины.

На N1 установлены турбины Garrett со стальными тур

На N1 установлены турбины Garrett со стальными турбинными колесами вместо керамических. Это обусловлено ненадежностью последних на высоких скоростях вращения, вызывающих большие центробежные силы (например, при повышенном давлении наддува). При этом моторы BNR32 и BCNR33 имеют турбины T25, а двигатель BNR34 – GT25. Теоретически N1 с повышенным давлением наддува и модифицированной топливной системой способен выдержать 800 л. с. со стандартными блоком цилиндров и ШПГ.

Диаметр цилиндра составляет 86 мм. Его можно расточить на 1-2 мм. Блок N1 маркирован 24U (стандартный блок RB26DETT – 05U). Он совместим со всеми вариантами данного двигателя.

RB28DETT построен на основе RB26DETT для NISMO Skyline GT-R Z-Tune. Он имеет более мощный блок RB26 GT500, модифицированный Nich. Производительность составляет 510 л. с. и 540 Нм.

Также на базе RB26DETT REINIK (GT500 и Z-tune спро

Также на базе RB26DETT REINIK (GT500 и Z-tune спроектированы там же) был создан RB-X GT2 для R33 NISMO 400R. Он отличается расточенными цилиндрами и увеличенным ходом поршня, в результате чего объем возрос почти до 2,8 л. К тому же данный мотор имеет усиленный блок цилиндров и ГБЦ, металлическую прокладку ГБЦ, кованые шатуны и коленвал, поршни с охлаждающими каналами, турбины N1 с усиленными актуаторами, высокопроизводительный воздушный фильтр, даунпайпы из нержавеющей стали, спортивный катализатор низкого сопротивления. Он развивает 443 л. с. при 6800 об/мин и 469 Нм при 4400 об/мин. RB-X GT2 применяли в Pikes Peak, 24 ч Le Mans.

Nissan Special Vehicles Division Australia выпусти

Nissan Special Vehicles Division Australia выпустил две ограниченных версии R31 с RB30E, отличающимся более продолжительным открытием кулачков и выпускной системой с лучшей пропускной способностью. Установленный на GTS1 этот мотор развивает 174 л. с. при 5500 об/мин и 255 Нм при 3500 об/мин. Двигатель GTS2, помимо этого, имеет особый профиль кулачков, другой выхлоп, портированную ГБЦ, дополнительный компьютер, поэтому он чуть мощнее: 188 л. с. и 270 Нм при 5600 и 4400 об/мин соответственно.

Для Tommy Kaira M30 на базе R31 GTS-R был построен особый мотор RB30DE. Он представляет собой комбинацию блока RB30E и модифицированной ГБЦ RB20DE. Его производительность составляет 236 л. с. и 294 Нм при 7000 и 4800 об/мин соответственно.

Аналогичным образом появились двигатели RB30DET. О

Аналогичным образом появились двигатели RB30DET. Они представлены комбинациями короткого блока RB30E, двухраспредвальной ГБЦ от какого-нибудь другого мотора Nissan RB и турбины. Так, существуют варианты RB25/30 (низ RB30E с верхом RB25DE/DET) и RB26/30 (с верхом от RB26DETT). ГБЦ от RB20DE/DET не применяются из-за разного диаметра отверстий (86 мм на RB30 и 78 мм на RB20). На Tommy Kaira пришлось использовать такой верх в измененном виде, потому что RB25 тогда еще не выпускали.

Нужно учитывать, что при использовании ГБЦ RB25 с

Нужно учитывать, что при использовании ГБЦ RB25 с VCT (R33, C34, WNC34) придется изменять внешнюю подачу масла и смещать масляные галереи. Поэтому проще использовать верх от моторов R32, C33, A31. VCT можно и отключить. Иногда требуется уменьшить масляные ограничители в блоке и модифицировать масляный насос во избежание его разрушения на высоких оборотах.

Совмещение двухраспредвальной ГБЦ со стандартным низом RB30E дает степень сжатия около 8,2:1, подходящую для легко модифицированных уличных моторов. Поэтому данный вариант стал популярной в Австралии и Новой Зеландии альтернативой превращению RB30E в RB30ET с использованием оригинального навесного оборудования последнего.

Несмотря на больший объем, данные гибриды уступают по мощности RB26DETT, так как не имеют внутреннего крепления блока, вследствие чего не способны крутиться так высоко из-за вибраций около 7500 об/мин. В компенсацию RB30DET характеризуются большим крутящим моментом на низких оборотах ввиду большего хода поршня. Однако при расширенной балансировке и проработке они способны достигать 11000 об/мин.

Головка блока цилиндров

Головка блока цилиндров RB26DETT отлита из алюминия, 24-ёх клапанная, с двумя верхнерасположенными распределительными валами. Клапаны не снабжены гидрокомпенсаторами, регулировка осуществляется путем подбора регулировочных шайб.

Особенности конструкции

RB26 имеет ряд особенностей, среди которых можно выделить:

  • Отсутствие гидрокомпенсаторов клапанов. Вместо них использованы жесткие толкатели. Регулировка клапанов осуществляется подбором шайб.
  • Оригинальную конструкцию системы впуска, в дроссельном узле которой установлено 6 дроссельных заслонок (по одной на каждый цилиндр) диаметром 45 мм.
  • Отсутствие системы изменения фаз газораспределения с электронным управлением. Используются распределительные валы с параметрами: фаза – 240/236 мм, подъем – 8,58/8,28 мм. Механизм газораспределения (ГРМ) приводится в действие зубчатым ремнем.
  • Конструкцию блока цилиндров, в котором отсутствует масляный канал.

За все годы серийного выпуска (1989 – 2002) механическая часть силовых агрегатов RB26 и его технические характеристики оставались практически без изменений. В разных поколениях изменялись только настройки бортового компьютера, и использовались модернизированные блоки управления.

Заводские модификации

Продолжая работать над усовершенствованием мотора RB26DETT, инженеры компании Nissmo разработали ряд модификаций, которые были запущены в серийное производство:

  • RB26DETT N1

Основное отличие этого мотора – использование турбокомпрессоров Garetta GT 25, в которых использовались шарикоподшипники, и керамические детали были заменены на стальные.

Кроме того были модернизированы: поршни и поршневые кольца, распределительные валы, коленчатый вал, смазывающие и охлаждающие каналы в блоке цилиндров.

В результате проделанной работы конструкторам удалось поднять мощность двигателя до 510 л. с., а также устранить появление вибраций, возникающих в базовом агрегате в интервале от 7000 до 8000 об/мин.

ИНТЕРЕСНО: разработчики заявляют о возможности увеличения мощности мотора до 1900 л. с. без внесения изменений в его блок цилиндров.

  • RB26DETT Z2

Для того чтобы еще больше увеличить крутящий момент двигателя модернизации подвергли и N1. Расточив цилиндры до 88 мм и увеличив диаметр и ход поршней, удалось получить крутящий момент 550 Нм при 4400 об/мин.

Дальнейшие работы по совершенствованию этого мотора привели к созданию нового силового агрегата RB28 Z2.

Заключение

Разработки силовых агрегатов Ниссана в области спортивных и гоночных автомобилей оказались успешными настолько, что до сих пор претендуют на мировое первенство в различных номинациях, удерживают лидерство по показателям надежности и ресурса. Двигатель RB26DETT стал одним из таких примеров, надолго запомнившись мировому автомобильному сообществу как образец мощности, скорости и незабываемых эмоций.