Двигатель BMW М: описание, характеристики, обслуживание, ремонт

Технические характеристики

Первые М52 устанавливались на всю линейку Е36, а с марта 1995 началась установка и на Е39. Общее количество произведенных двигателей — 1 607 867.

БМВ с двигателем М52.

БМВ с двигателем М52.

С самого начала выпуска проводились разработки модификаций мотора для разных условий и рынков мира. К примеру, М52В24 выпускался только для Таиланда и устанавливался только на 323iE36. В свою очередь, такие модификации как В25 и В28, были признаны лучшими двигателями в США, и поэтому компания БМВ ориентировала их выпуск преимущественно для американцев.

Технические характеристики

М52В20

М52В24

М50В25

М52В28

Объем, см.куб

1991

2394

2494

2793

Диаметр цилиндра/ход поршня, мм

80/66

84/72

84/75

84/84

Степень сжатия

11,0

10,5

10,2

Мощность, л.с.

150

181

170

193

Крутящий момент, Нм/об.мин

190/4200

240/3600

245/3950

280/3950

Максимальная частота вращения, об.мин

6500

6500

6500

6500

Вес двигателя, кг

166

134

166

170

Мотор М52 является «преемником» М50, но не имея никаких преимуществ перед ним, имеет определенные недостатки.

Мотор М52.

Мотор М52.

Блок цилиндров представляет собой сплав алюминия с никасиловым покрытием, следовательно, проблемой является износ поршневых колец.из-за этого увеличивается расход масла, появляется вероятность прогорания поршня и клапана. Решением является только гильзование блока тонкостенными гильзами и замена поршневых колец на такие, что используются в чугунных агрегатах.

Достаточно часты жалобы на термостат, который сделан из тонкого пластика. Следовательно, он более подвержен разрушению, из-за чего подтекает антифриз.

Термостат

Термостат с пластиковым корпусом дебютировал еще на двигателе М50 в 1993 году. Разумеется, он достался моторам-преемникам. Пластиковый корпус термостата со временем деформируется, что вызывает подтекания антифриза.

БУ корпусы термостата для двигателей BMW M52 и М54 вы можете выбрать и купить в нашем каталоге.

Обслуживание

Модификации M52 пользуются отличной репутацией, но не терпят небрежного обслуживания. Условия к его обслуживанию следующие:

  • Замена масла — каждые 10-12 тыс.км. Масло необходимо использовать только рекомендованное изготовителем.
  • Цепь ГРМ — ее ресурс в среднем составляет 250-300 тыс.км, после чего она растягивается и нуждается в замене.
  • Форсунки и свечи — каждые 50-80 тыс.км.
  • Ремонт системы Vanos — производится после 200-300 тыс.км.

Список двигателей BMW

Представленная далее таблица включает в себя код двигателя, число цилиндров, объем двигателя, количество клапанов, диапазон мощности в лошадиных силах, крутящий момент, модель BMW мотора на которую он устанавливается, временной отрезок использования конкретного двигателя и много другой важной информации.

Полный перечень кодов двигателей BMW (раскрывается по клику)

КодОбъемКомпа-новкаЧисло клапановСистема газо-распределенияМощностьКрутящий моментГоды выпускаПримеры моделейПримечания
M и N Коды BMW (Серийные Авто)
M101.6, 1.8, 2.0I48SOHC98-104104-1071964-19852002, E21 320i, E30 318iM31 turbo version = 168hp
M202.0-2.7I612SOHC121-168120-1801983-1992E21 323i, E30 325e, E30 325i, E34 525iM20B25 = 325i engine
M20B27 = 325e engine
M212.4I612SOHC84-114112-1621983-1985524tdturbo diesel
M302.5-3.5I612SOHC175-208159-2251968-1993E9 2800, E24 633CSi, E28 535i, E34 535icarburetor up to 1975
M401.6, 1.8I48SOHC102-113104-1201987-1991E30 318iEuro models
M421.8I416DOHC1381291988-1995E30 318is, E36 318i, E36 318tiS42B20 used in BTCC racing
M441.9I416DOHC1381331996-1999E36 318ti, Z3 1.9US OBD-II models
M502.0-2.5I624DOHC150-189140-1811990-1992E34 525i, E36 325inon-VANOS valve timing
M50TU2.0-2.5I624DOHC150-189140-1801993-1995E34 525i, E36 325iwith VANOS valve timing
M522.0-2.8I624DOHC150-190140-2101996-1999E36 328i, E39 528i, Z3 2.8VANOS on intake cam
M52TU2.0-2.8I624DOHC150-190140-1801993-1995E39 528i, E46 323i/328iVANOS on intake and exhaust cams
cable-actuated throttle
M542.2-3.0I624DOHC168-228155-2212001-2006E39 525i/530i, E46 325i/330iVANOS on intake and exhaust cams
Drive-by-Wire throttle
M562.5I624DOHC1921812001-2005E46 325i SULEVlow emissions engine for CA, MA, NY, VT
M57N23.0I6197-286400-5802000-20143 E90, E91, E92 325d, 330d: 5 E60/61 525d, 530d, X5 E70 3.0d, X6 E71 30dX X5 E70 3.0sd i 3.5d, X6 E71 35dXstraight-6 diesel engine (так же turbo-disel)
M603.0-4.0V832DOHC215-282214-2951992-1995E34 530i, E32 740iLNikasil-lined block
M623.5-4.6V832DOHC232-342236-3541996-2003-1998 E39 540i, E31 840ci, E53 X5 4.6isnon-VANOS valve timing
M62TU3.5-4.4V832DOHC235-282254-3251998-20031999+ E39 540i, E53 X5 4.4iwith VANOS valve timing
M705.0V1224SOHC3003301988-1995E31 850i, E32 750iLBMW’s first V12
M735.4V1224SOHC3203601996-1998E31 850ci, E38 750iLOBD-II compliant version of M70
M73TU5.4V1224SOHC3203601999-2001E38 750iLalso used in Rolls-Royce models
M88/13.5I624DOHC2722431978-1981E26 M1used exclusively in the M1 supercar
M88/33.5I624DOHC2822511983-1989Euro E24 M635CSirelated closely to S38 used in US M5/M6
N13/N181.6I4136-170220-250F20 114i, 116i, F30 316i, F20 118i, MINI Cooper S F56
N202.0I416DOHC1812582012-E84 X1 20i, 28i, F25 X3 20i, 28i, F30 320i, 328i, F10 520i, 528i, E89 Z4 20i, 28i, F20 125isingle twin-scroll turbo,
241Valvetronic, direct injection
N262.0I416DOHC2412582012-F30 328iSULEV low emissions engine for US
single twin-scroll turbo,
Valvetronic, direct injection
N513.0I624DOHC2151842007-2011E90 328i SULEVSULEV low emissions engine
N523.0I624DOHC2151842006E90 325ialso known as ‘low output’ N52
N52B30M13.0I624DOHC2301992007-2012E90/E92 328i, Z4 3.0iMedium-output N52
N52B30O13.0I624DOHC2552212006-2012E90 330i, E60 528i, Z4 3.0si, E63 630iHigh-output N52
N532.5-3.0I624DOHC190-270173-2402007-2011Euro E90 325i, 330i, Euro E60 523i, 525i, Euro F10 525i, 530iEuro-spec version for lower market Euro models
N543.0I624DOHC306-335295-3322007-2010E90/E92 335i, E60 535i, E82 1Mtwin-turbo, direct injection
N553.0I624DOHC3023002010-E82 135i, E90, E92 335i, F30 335i, E84 X1, F25 X3, E70 X5, E71 X6 xDrive 35i, F10 535i, F07 535i,single twin-scroll turbo, Valvetronic, direct injection
N55HP3.0I624DOHC3153302010F12 640i, F21 M135i, F01 740isingle twin-scroll turbo, Valvetronic, direct injection
N623.6-4.8V832DOHC272-367262-3692001-2010E60 545i/550i, E65 745/750, E70 X5 4.8, E63 645Ci, 650inaturally aspirated, Valvetronic
4.3-4.7
N634.4V832DOHC4024402008-F10 550i, E71 X6 50i, F02 750Li, F12/13 650i, F07 550i GTtwin turbo
S Коды BMW для серии Motorsport
S142.0-2.5I416DOHC195-235155-1771987-1991E30 M3, E30 320isbased on M88/S38 engine design
S383.5-3.8I624DOHC252-335243-2951986-1995E28 M5, E24 M6, E34 M5further development of M88 engine
S50 EU3.0-3.2I624DOHC280-321240-2601993-1999Euro E36 M3, Euro MZ3not based on M50, single and double VANOS
S50 US3.0I624DOHC2402251995US E36 M3, Japan-spec E36 M3directly based on M50
S523.0I624DOHC2402401996-2000US E36 M3, US MZ3 Japan-spec E36 M3directly based on M52
S543.0I624DOHC333-343257-2692001-2008E46 M3, MZ3, Z4 Mfurther development of Euro S50B32
S553.0I624DOHC430 (est)x2015+F80 M3, F82 M4
S624.9V832DOHC3943691999-2003E39 M5, E52 Z8loosely based on M62 but with individual throttles, double VANOS
S634.4V832DOHC5505002009-2011E70 X5 M, E71 X6 MMotorsport-built version of N63
Wiesmann GT MF5
S63TU4.4V832DOHC5605022011-F10 M5, F12/13 M6, F06 M6 Grand CoupeS63 with Valvetronic
and more boost
S654.0-4.4V832DOHC414-444300-3202008-2012E90 M3, E92 M3 GTSbased on S85 V10
last naturally-aspirated M engine
S705.6V1248DOHC3804101994-1995E31 850CSiMotorsport evolution of M70 engine
S70/26.0-6.1V1248DOHC627-6804801994-1997McLaren F1not based on an M70 engine
shares many design points with Euro S50
S855.0V1060DOHC5003842006-2010E60 M5, E63 M6technology derived from Formula 1
P Коды BMW для серии Motorsport Race
M12/72.0I416DOHC300+x1968-19722002, Formula 2, 320ibased on M10 4-cylinder but with 4-valve heads; naturally-aspirated
M12/M13/11.4-1.5I416DOHC350-1,300x1979-1988320i Group 5, March GTP, Brabham Formula 1single turbo, decimated n/a competitors before turbos were outlawed; up to 5.5bar of boost in F1
S42B202.0I416DOHC300x1992-1998E36 318is BTCCSuperTouring engine, based on M42 4-cyl
P50B323.2-3.4I624DOHC400-425x1997-2001E36 M3 GTR, E46 M3based on Euro S50B32, used in E36 PTG racecars and first E46 PTG cars
S70/36.0V1248DOHC650+x1995-1997McLaren F1 GTRwinner of 1995 24 Hours of Le Mans; similar in design to S70/2
P75B606.0V1248DOHC650+x1998-2001BMW V12 LMR Prototype, E53 X5/LMwinner of 1999 24 Hours of Le Mans; ground-up evolution of S70/3
P54B323.2-3.4I624DOHC425-450x2001-2003E46 M3race engine based on S54 streetengine; used in ALMS prior to 4.0 P60 V8
P60B404.0V832DOHC444-470x2003-2005E46 M3 GTRrace-only engine not based on a true production model
P54B202.0I624DOHC275+x2001-2005E46 320i WTCCTouring Car engine based on M54 with S54-style intake
P45B202.0I416DOHC275x2005-2012E90 320si WTCCbased on N45 production engine from homologation special E90 320si
P65B404.0V832DOHC480x2010-E92 M3 GTevolution of P60B40
P843.0V1040Pneumatic925+x2004-2005WilliamsBMW F119,000 RPM rev limit; 1,500km lifespan (4 times longer than 2002 F1 rules)
P862.4V832Pneumatic720+x2006-2009BMW Sauber F1 Team19,000 RPM rev limit

Причины неполадок фазовращателей Vanos

Муфты фазовращателей – с невысоким ресурсом, быстро ломаются и при выходе из строя они трещат во время работы силового агрегата. О проблемах с муфтой сигнализируют плавающие обороты и падающая мощность мотора. Фазовращатели можно отремонтировать – в продаже есть ремкомплекты по невысокой цене.

Клапан вентиляции картерных газов

В системе вентиляции картерных газов двигателя М52 появился проблемный дифференциальный клапан, в котором со временем мембрана лопается или залипает либо засоряется дренажная трубка. Клапан нужно менять и не затягивать с этим, т.к. симптомы неполадок с ним – выдавливание масла через клапанную крышку, сальники, расход масла на угар, формирование бедной топливовоздушной смеси – будут прогрессировать и могут привести к поломке двигателя.

Особенности эксплуатации

Стоило бы отметить целый ряд недостатков двигателя M52:

  • Никасиловое покрытие приводило к разрушению поршней при эксплуатации некачественного топлива;
  • Прокладка ГБЦ требует постоянной замены после каждого значительного перегрева мотора;
  • Гидрокомпенсаторы требовали дополнительной чистки, в обратном случае они закоксовывались, в результате происходил пропуск зажигания;
  • Фазорегуляция VANOS не редко выходила из строя уже на ресурсе в 100 000км, его ремонт был дорогостоящим;

Технические характеристики

Двигатель BMW M52B20

Точный объем1991 см³
Система питанияинжектор
Мощность двс150 л.с.
Крутящий момент190 Нм
Блок цилиндровалюминиевый R6
Головка блокаалюминиевая 24v
Диаметр цилиндра80 мм
Ход поршня66 мм
Степень сжатия11
Особенности двснет
Гидрокомпенсаторыда
Привод ГРМцепной
Фазорегуляторsingle VANOS
Турбонаддувнет
Какое масло лить6.5 литра 5W-30
Тип топливаАИ-92
Экологический классЕВРО 2
Примерный ресурс300 000 км

Двигатель BMW M52B20TU ИЛИ M52TUB20

Точный объем1991 см³
Система питанияинжектор
Мощность двс150 л.с.
Крутящий момент190 Нм
Блок цилиндровалюминиевый R6
Головка блокаалюминиевая 24v
Диаметр цилиндра80 мм
Ход поршня66 мм
Степень сжатия11
Особенности двснет
Гидрокомпенсаторыда
Привод ГРМцепь
Фазорегуляторdouble VANOS
Турбонаддувнет
Какое масло лить6.5 литра 5W-30
Тип топливаАИ-92
Экологический классЕВРО 3
Примерный ресурс350 000 км

Двигатель BMW M52B25

Точный объем2494 см³
Система питанияинжектор
Мощность двс170 л.с.
Крутящий момент245 Нм
Блок цилиндровалюминиевый R6
Головка блокаалюминиевая 24v
Диаметр цилиндра84 мм
Ход поршня75 мм
Степень сжатия10.5
Особенности двснет
Гидрокомпенсаторыда
Привод ГРМцепной
Фазорегуляторsingle VANOS
Турбонаддувнет
Какое масло лить6.5 литра 5W-30
Тип топливаАИ-92
Экологический классЕВРО 2
Примерный ресурс300 000 км

Двигатель BMW M52B25TU ИЛИ M52TUB25

Точный объем2494 см³
Система питанияинжектор
Мощность двс170 л.с.
Крутящий момент245 Нм
Блок цилиндровалюминиевый R6
Головка блокаалюминиевая 24v
Диаметр цилиндра84 мм
Ход поршня75 мм
Степень сжатия10.5
Особенности двснет
Гидрокомпенсаторыда
Привод ГРМцепь
Фазорегуляторdouble VANOS
Турбонаддувнет
Какое масло лить6.5 литра 5W-30
Тип топливаАИ-92
Экологический классЕВРО 3
Примерный ресурс350 000 км

Двигатель BMW M52B28

Точный объем2793 см³
Система питанияинжектор
Мощность двс193 л.с.
Крутящий момент280 Нм
Блок цилиндровалюминиевый R6
Головка блокаалюминиевая 24v
Диаметр цилиндра84 мм
Ход поршня84 мм
Степень сжатия10.5
Особенности двснет
Гидрокомпенсаторыда
Привод ГРМцепной
Фазорегуляторsingle VANOS
Турбонаддувнет
Какое масло лить6.5 литра 5W-30
Тип топливаАИ-92
Экологический классЕВРО 2
Примерный ресурс300 000 км

Двигатель M52B28TU ИЛИ M52TUB28

Точный объем2793 см³
Система питанияинжектор
Мощность двс193 л.с.
Крутящий момент280 Нм
Блок цилиндровалюминиевый R6
Головка блокаалюминиевая 24v
Диаметр цилиндра84 мм
Ход поршня84 мм
Степень сжатия10.5
Особенности двснет
Гидрокомпенсаторыда
Привод ГРМцепь
Фазорегуляторdouble VANOS
Турбонаддувнет
Какое масло лить6.5 литра 5W-30
Тип топливаАИ-92
Экологический классЕВРО 3
Примерный ресурс350 000 км