Что такое ремень грм в автомобиле: для чего он нужен, за что отвечает, как выглядит, признаки замены, схема

Для чего нужен ремень в системе газораспределения?

Газораспределительный механизм объединяет, по сути, всю работу двигателя в один ритм. Такты поршней, работа клапанов, включение зажигания, работа охлаждения и подача топлива – все эти системы должны работать совершенно синхронно, чтобы получить тот эффект, на который рассчитывают конструкторы. Для этой синхронизации и используется ремень ГРМ (в некоторых двигателях это цепь). Даже сейчас, несмотря на обилие электроники в современных автомобилях, он остается главным способом привести все элементы двигателя к синхронной работе.

Устройство газораспределительного механизма

Основная функция ремня ГРМ – связать в единый узел коленвал двигателя и распредвал (один или оба), на который передается момент вращения. Зубчатая поверхность ремня и структура шкивов позволяют точно синхронизировать вращение основных элементов, а значит, заставляет все системы слаженно работать. От ремня ГРМ приводится в действие и помпа системы охлаждения, поскольку чем выше обороты двигателя, тем интенсивней должна идти циркуляция охлаждающей жидкости.

Советы по эксплуатации

Основных советов по поводу ремня ГРМ всего три.

  1. Первый — следить за состоянием ремня и при первых признаках проблемы менять его. Даже если компоновка подкапотного пространства делает эту работу сложной и дорогостоящей. Если он оборвется, всё равно ведь придется туда лезть, но цена вопроса будет совсем другой.
  2. Второй — покупать качественный ремень. Это не та деталь, на которой можно экономить, особенно, если двигатель мощный и дорогой в ремонте. Лучше переплатить на продукт хорошего бренда, чем сэкономить «в моменте» и получить сюрприз намного раньше расчетного срока.
  3. Третий — не доверять регламентному пробегу. Срок эксплуатации ремня определяется не только пройденными километрами, но и годами службы. Как правило, через 5 лет ремень необходимо менять, даже если автомобиль почти всё это время простоял в гараже. Под действием паров бензина, перепадов температур, влажности, материалы ремня становятся твердыми, легко повреждаются, и он может просто лопнуть в любой момент.

На каких двигателях чаще всего гнет клапана, а на каких нет?

Общая злая закономерность такая: чем сложней и дороже двигатель, тем больше разрушений создаст обрыв ремня. Почти гарантированно загнет клапана на таких моторах:

  • Современные малолитражные «эко» моторы.
  • Дизельные двигатели (за счет более сложной конструкции).
  • 16- и 20-клапанные двигатели.
  • Моторы с цепью вместо ремня ГРМ.

А вот простейшие 4-цилиндровые 8-клапанные двигатели старой конструкции, не форсированные, объемом от 1,5 л, самые элементарные бензиновые, могут и не пострадать при обрыве ремня. Еще одно доказательство того, что чем проще конструкция, тем она надежней.

Типы ремней ГРМ

В историю автомобилестроения ремни имели разные формы воплощения. Первые ремни были шестерёнчатого типа, в наши дни такой вид  встречается только на устаревших машинах. Как и устаревшим является цепной тип ремня ГРМ, который был более затратный при производстве автомобиля. Но на некоторых моделях внедорожников данный тип ремня устанавливают и сейчас.

Самым распространённым на сегодня есть ременной тип ремня, он практически бесшумный и имеет высокую износостойкость.

Конструкция ремней  следующая:

  • зубчатая;

 поликлиновая;

  • поликлиновая;

 клиновая.

  • клиновая.

Самый эффективный вариант — зубчатая конструкция в

Самый эффективный вариант — зубчатая конструкция в силу своего удобства и способности не проскальзывать на механизме. Клиновая и поликлиновая форма пользуются для вспомогательных приводов (кондиционера, гидроусилителя и т.д.).

Топ ходовых марок ремня ГРМ

Ремни ГРМ различных производителей имеют свои плюсы и минусы:

  1. Bosch

Продукт этого производителя имеет высокое качество и невысокую стоимость. Поэтому занимает одну из первых позиций в рейтинге. Ремни Bosch подходят ко многим автомобилям и имеют долгоиграющий срок эксплуатации. Но стоит учесть, что при долгом хранении такой ремень будет высыхать и терять свои характеристики.

  1. Lemforder

Имеет чёткие, крупные зубья и имеющий высокий уровен прочности. Но, к сожалению, в обиходе существует много подделок оригинального варианта.

  1. Gates

Ширина данного ремня – 34 мм, что гарантирует минимум риск разрыва. Подходят к многим маркам авто, так и к спортивным. Однако, этот вариант  довольно дорогостоящий.

Последствия обрыва ремня ГРМ

Отказ ремня ГРМ может носить постепенный характер.

Отказ ремня ГРМ может носить постепенный характер. Как правило, это растяжение ремня, смещение фаз газораспределения и, как следствие, затруднённый пуск двигателя, повышенная задымлённость выхлопных газов (результат неполного сгорания), вибрации двигателя и появление посторонних шумов.

Проявление таких симптомов может быть вызвано и другими причинами, но является лишним поводом проверить состояние ремня ГРМ. В противном случае возрастает риск обрыва ремня, влекущий куда более серьёзные последствия.

Обрыв ремня ГРМ может носить и внезапный характер, вследствие использования некачественных комплектующих или выхода из строя (заклинивание) водяной помпы, приводимой в движение тем же ремнём.

Для понимания и оценки негативных последствий целесообразно вновь рассмотреть схему работы ГРМ с ременным приводом. На следующем рисунке изображён разрез двигателя, иллюстрирующий все 4 такта работы и расположение клапанов в каждом такте.

Если представить, что произошёл обрыв ремня, то ст

Если представить, что произошёл обрыв ремня, то становится понятно, что клапана «замирают» в положении на момент обрыва, а поршни продолжают возвратно-поступательное движение. Соответственно, в определённый момент времени происходит «встреча» опускающихся вниз тарелок клапанов и верхних частей поршней.

Характерный результат такой «встречи», получивший в обиходе название «загнуло клапана», представлен на рисунке ниже. Замена же клапанов на современном двигателе – процесс дорогостоящий и не быстрый (если только работы производятся не в авральном режиме).

Иногда последствия встречи ещё серьёзнее: клапан п

Иногда последствия встречи ещё серьёзнее: клапан пробивает поршень, и тогда трудоемкость и стоимость ремонта значительно возрастают.

К чему приводит обрыв ремня ГРМ

Ремень ГРМ выполняет очень важную функцию – обеспечение контакта коленчатого вала с распределительным. Это обеспечивает синхронную работу клапанов с поршнями. Привод вращает распредвал со скоростью в два раза меньшей, скорости вращения коленвала.

В большинстве моторов в одном блоке располагаются клапана и поршни. От столкновения их защищает только ремень ГРМ. А в случае его обрыва поршня бьют по клапанам сгибая их. Практически все случаи ведут к необходимости капитального ремонта двигателя.

На многих современных авто возможно разрушение стержня клапана (если повезет), в худшем случае потребуется замена поршней (чаще относится к дизельным двигателям).

Обрыв привода ГРМ ведет к:

  • серьезным поломкам ДВС;
  • отказу работы генератора – в этом случае аккумулятор не подзаряжается и садится полностью, в итоге перестает работать вся электроника авто;
  • отказу работы гидроусилителя руля – управление автомобилем усложняется.

Помимо этого, может сломать привод водяной помпы. В таком случае мотор перегревается, что тоже ведет к серьезным поломкам.

Анализ повреждения ремня ГРМ

Оценивание и выявление причины, вызвавшей поломку привода ГРМ:

  1. При наличии надрыва ремня, если он порван и разлохмачен, то возможная причина – сильное напряжение.
  2. Если один или несколько зубьев срезаны, то это указывает о слабом натяжении привода.
  3. Когда зубья стёрты, то это значит, что натяжение ремня неправильное.
  4. Наличие множества трещин означает, что на привод оказывалось воздействие высокой или низкой температурой, либо старом возрасте изделия.
  5. Наличие стирания между зубьев может означать, что привод ГРМ был сильно или слабо натянут.
  6. Если резиновое кольцо замасленное, то его надо незамедлительно заменить и устранить течь масла.
  7. Затвердение ремня проверяется очень легко. Если надавить на него острым предметом, то на нём не должно остаться никаких следов.
  8. Сильный износ на торце изделия указывает на его перекос.
  9. Наличие шума указывает на сильное или слабое натяжение ремня. Рекомендовано решать эту проблему безотлагательно, иначе привод может порваться.
  10. Если на ремне нет следов масла или охлаждающей жидкости, а мотор работает нестабильно, то надо проверить соответствие меток ГРМ распределительного и коленчатого валов.

Как узнать менялся ли ремень ГРМ? Лучше всего на этот вопрос ответят сотрудники автосервиса, у которых большой опыт по замене ремней. Самостоятельно на глаз это определить будет сложно.

Проверка ремня ГРМ на наличие повреждений

Учитывая важность технического состояния ремня ГРМ, некоторые производители рекомендуют проводить визуальную диагностику каждые 15 тыс. км. При этом достаточно простым способом оценивается и натяжение ремня. На автомобилях ВАЗ, например, передняя ветвь (самый длинный участок между шкивами) при закручивании большим и указательным пальцами перпендикулярно направлению движения ремня при нормальном натяжении поворачивается приблизительно на 90о.

Если при внешнем осмотре ремня выявляется, что он неровно надорван (тем более полностью разорван по неровной траектории) – это может свидетельствовать об избыточном натяжении.

Срез одного из зубьев, напротив, может свидетельст

Срез одного из зубьев, напротив, может свидетельствовать о недостаточном натяжении.

Трещины на внешней поверхности ремня могут быть сл

Трещины на внешней поверхности ремня могут быть следствием перегрева или переохлаждения, а также естественных процессов старения.

Дефекты торцевой поверхности свидетельствуют о пер

Дефекты торцевой поверхности свидетельствуют о перекосе ремня, вызванном либо смещением шкивов, либо смещением ролика натяжителя.

Отслоение сразу нескольких зубьев от основы ремня

Отслоение сразу нескольких зубьев от основы ремня может быть вызвано заклиниванием шкива водяного насоса.

Наличие перечисленных дефектов свидетельствует о н

Наличие перечисленных дефектов свидетельствует о необходимости замены ремня и учёта при замене выявленных дефектов.

Особое внимание при осмотре следует уделить наличию следов замасливания. Дело в том, что ремень ГРМ не рассчитан на работу с материалами, которые могут оказать агрессивное воздействие на материал ремня (моторное масло относится к таковым). Поэтому перед заменой необходимо устранить причины попадания масла (как правило, это уплотнения) на работающий ремень.

Как определить, что ремень ГРМ изношен, и его пора менять

Когда приходит время замены ремня газораспределительного механизма (ГРМ), автолюбитель начинает замечать, что мотор начинает нестабильно и странно работать во время движения. Такая проблема может повлечь за собой серьезные неполадки.

Каждый владелец авто должен включить в регулярное техническое обслуживание осмотр ремня ГРМ.

Если автомобиль в последнее время необычно себя ведет, это может быть причиной износа столь важной детали.

  Данная деталь является внутренней составляющей д

Данная деталь является внутренней составляющей двигателя, с ее помощью вращаются коленчатый и распределительный валы мотора, а также синхронизируется их работа.

В основном, ремень состоит из резины высокого качества. Для более длительного срока службы его армируют нейлоновыми шнурами. Во время работы он выдерживает немалые нагрузки, поэтому периодически нуждается в замене.

Без полноценного работоспособного ремня двигатель просто не сможет работать.

Но не все моторы оснащены зубчатым ремнем привода. Многие очень мощные (да и просто более современные) авто оборудуют цепной передачей ГРМ, которая способна выдержать большие нагрузки.

Чтобы определить неисправность детали (износ или повреждения), автолюбителю стоит обратить внимание на следующие показатели:

  1. В случае сильного износа двигатель начнет плохо работать, что вызывает избыточный выход выхлопных газов. При этом дым может быть черным.

Это объясняется неправильным процессом внутреннего сгорания. В это же время движок может «звенеть» или неестественно вибрировать, что указывает на ослабление резиновой детали.

  В то же время, если авто заводится с энной попыт

В то же время, если авто заводится с энной попытки уже не первый раз, стоит проверить именно ременную передачу ГРМ.

При наличии хотя бы одного из данных признаков следует немедленно провести осмотр ремня ГРМ, ведь если он порвется, придется заплатить за ремонт весьма внушительную сумму.

Если на его резиновой части есть трещинки, то, несмотря на армирование, такая деталь считается непригодной к использованию. Изношенная часть обязательно сказывается на работе двигателя и может стать причиной его поломки.

Именно поэтому так важно иметь исправный и проверенный ремень газораспределения. Замену детали проводят после 50-60 тысяч км пробега, или раз в 3-4 года.

  Если вовремя не заменить эту запчасть, автомобил

Если вовремя не заменить эту запчасть, автомобилю может потребоваться ремонт клапанной и поршневой группы с проведением всех работ, которые соответствуют требованиям капитального ремонта двигателя.

Виды газораспределительного механизма

Двигатели могут иметь разные схемы ГРМ. Рассмотрим следующую классификацию.

Есть два типа положения распределительного вала:

Есть два типа положения распределительного вала:

  • нижнее;
  • верхнее.

В нижнем положении распределительный вал расположен на блоке цилиндров рядом с коленчатым валом. Воздействие от кулачков через толкатели передается на коромысла, при этом используются специальные штанги. Это длинные стержни, которые соединяют толкатели внизу с коромыслами наверху. Нижнее расположение не считается самым удачным, но имеет свои преимущества. В частности, более надежное соединение распредвала с коленчатым валом. В современных двигателях такой тип устройства не используется.

В верхнем положении распределительный вал находится в головке блока цилиндров, чуть выше клапанов. В этом положении можно реализовать несколько вариантов воздействия на клапаны: с помощью толкателей коромысла или рычагов. Такая конструкция проще, надежнее и компактнее. Более распространенным стало именно верхнее положение распредвала.

Рядные двигатели могут комплектоваться одним или д

Рядные двигатели могут комплектоваться одним или двумя распредвалами. Двигатели с одним распредвалом обозначаются аббревиатурой SOHC(Single Overhead Camshaft), а с двумя — DOHC(Double Overhead Camshaft). Один вал отвечает за открытие впускных клапанов, а другой — за выпускные. V-образные двигатели используют четыре распредвала, по два на каждый ряд цилиндров.

Форма распределительного вала и количество кулачков будут зависеть от количества клапанов на цилиндр. Может быть два, три, четыре или пять клапанов.

Самый простой вариант с двумя клапанами: один работает на впуск, другой — на выпуск. В трехклапанном двигателе два впускных и один выпускной клапаны. В варианте с четырьмя клапанами: два впускных и два выпускных. Пять клапанов: три для впуска и два для выпуска. Чем больше клапанов на впуске, тем больший объем топливовоздушной смеси поступает в камеру сгорания. Соответственно увеличена мощность и динамика двигателя. Сделать больше пяти не позволит размер камеры сгорания и форма распределительного вала. Чаще всего используется четыре клапана на цилиндр.

Существует три типа приводов распределительных вал

Существует три типа приводов распределительных валов:

  1. Шестеренчатый. Этот вариант привода возможен только в том случае, если распределительный вал находится в нижнем положении блока цилиндров. Коленчатый и распределительный валы приводятся в движение шестернями. Главное достоинство такого агрегата — надежность. Когда распределительный вал находится в верхнем положении в головке блока цилиндров, используются цепной и ременный привод.
  2. Цепной. Этот привод считается более надежным. Но использование цепи требует особых условий. Для гашения колебаний установлены успокоители, а натяжение цепи регулируется натяжителями. В зависимости от количества валов могут использоваться несколько цепей.

    Ресурса цепи хватает в среднем на 150-200 тысяч километров.

    Основной проблемой цепного привода считается неисправность натяжителей, успокоителей или обрыв самой цепи. При недостаточном натяжении цепь при работе может проскальзывать между зубьями, что приводит к нарушению фаз газораспределения.

    Помогает автоматически регулировать натяжение цепи гидронатяжители. Это поршни, которые давят на так называемый башмак. Башмак прилегает непосредственно к цепи. Это деталь со специальным покрытием, изогнутая по дуге. Внутри гидронатяжителя находятся плунжер, пружина и рабочая полость для масла. Масло поступает в натяжитель и толкает цилиндр до нужного уровня. Клапан закрывает масляный канал и поршень постоянно поддерживает правильное натяжение цепи Гидравлические компенсаторы в ГРМ работают по аналогичному принципу. Успокоитель цепи поглощает остаточные колебания, которые не были погашены башмаком. Это гарантирует идеальную и точную работу цепного привода.

    Самая большая проблема может возникнуть из-за разрыва цепи.

    Распределительный вал перестает вращаться, но коленчатый вал продолжает вращаться и перемещать поршни. Днища поршней достигают тарелки клапанов, вызывая их деформацию. В самых тяжелых случаях также может быть поврежден блок цилиндров. Чтобы этого не произошло, иногда используют двухрядные цепи. Если одна рвется, другая продолжает работать. Водитель сможет исправить ситуацию без последствий.

  3. Ременный.Ременный привод не требует смазки, в отличие от цепного привода.

    Ресурс ремня тоже ограничен и составляет в среднем 60-80 тысяч километров пробега.

    Ремни зубчатой формы используются для лучшего сцепления и надежности. Этот более простой. Разрыв ремня при работающем двигателе будет иметь те же последствия, что и разрыв цепи. Основные преимущества ременной передачи — простота эксплуатации и замены, невысокая стоимость и бесшумная работа.

От правильного функционирования всего газораспределительного механизма зависит работа двигателя, его динамика и мощность. Чем больше количество и объем цилиндров, тем сложнее будет устройство синхронизации. Каждому водителю важно понимать устройство механизма, чтобы вовремя заметить неисправность.

Заключение

Ремень ГРМ относится к очень важным элементам автомобиля, поэтому важно следить, за его исправностью, а при необходимости заменять на новый. Значительно проще и дешевле проводить регулярную проверку и обслуживание, чем разбирать последствия обрыва ремня.